-
В этой главе рассматриваются различные приемы, методики, инструменты, которые не входят в основной арсенал изобразительных средств FreeHand. Это ресурсы программы, которые повышают эффективность труда дизайнера, избавляют его от рутинной и непродуктивной работы.
-
Палитра Layers при работе со слоями выполняет функции главного диспетчерского пульта. Все операции по созданию и изменению слоев реализуются средствами этой палитры. | Рис. 8.1. Палитра Layers | Раскрытая палитра показывает список слоев, существующих в документе.
-
Любая публикация, созданная во FreeHand, содержит три обязательных слоя: Foreground (Передний план), Guides (Слой направляющих) и Background (Задний план). | Foreground – это основной рабочий слой программы, на котором располагаются иллюстративные и текстовые элементы публикации.
-
Экранное изображение имеет четыре режима отображения: Preview, Fast Preview, Keyline, Fast Keyline. Эти режимы включаются с помощью специального поля в панели свойств и действуют для всех слоев и объектов. Кроме того, для каждого слоя можно выбрать один из собственных режимов: Preview или Keyline.
-
Запирание слоя | Любой слой документа можно запереть. Запирание означает, что все объекты этого слоя становится защищенным от внесения любых изменений. Запирание не отменяет видимости. Объекты защищенного слоя отображаются на экране дисплея со всеми своими атрибутами.
-
Слой Guides (Направляющие) содержит направляющие. Направляющие – это вспомогательные элементы документа, которые выполняют функции разметки рабочего поля и выравнивания объектов. Направляющие отображаются только на экране дисплея и не выводятся на печать.
-
При работе над техническим рисунком или чертежом часто приходится выполнять точное позиционирование и выравнивание объектов относительно некоторой базовой линии или фигуры. FreeHand обладает стандартным для векторных редакторов набором средств решения этих задач.
-
Команду Align можно применить к объектам, среди которых есть запертые. Пусть среди всех отмеченных объектов только один является запертым.
-
Стиль – это коллекция признаков форматирования, объединенная под общим именем. FreeHand поддерживает два вида стилей – графические и текстовые. Графический стиль представляет собой набор признаков, которые могут быть назначены для любого изобразительного объекта публикации: простого или составного контура, геометрического примитива, группы и др.
-
Создание стиля по образцу состоит в копировании стилевых атрибутов с некоторого предварительно отформатированного объекта. Признаки форматирования, взятые с образца, можно через назначения стиля распространить на другие графические объекты программы.
-
Возможен и другой способ создания графического стиля, отличный от копирования признаков эталонного объекта. Можно определить стиль, последовательно задавая его атрибуты. Этот способ напоминает форматирование графических объектов; будем называть его разработкой стиля.
-
При создании нового стиля можно скопировать атрибуты не только с эталонного объекта, но и с другого стиля, который принимается в качестве образца. В этом случае между старым и новым стилями устанавливаются отношения наследования, а стили соответственно называются стиль-предок и стиль-потомок.
-
Прямым называется такой способ форматирования, когда атрибуты граничного контура и фона отмеченного объекта не переносятся с некоторого образца – стиля или фигуры, а задаются непосредственно, при помощи инспекторов заливки, обводки и цветовых палитр.
-
Задачу обмена описаниями стилей решает следующая последовательность шагов: | Открыть публикацию, которая служит источником стиля; | Отметить объект с необходимым стилевым оформлением; | Скопировать объект в буфер обмена (CTRL + C);
-
Никакая большая публикация не обходится без поправок. Автор, литературный редактор, корректор и заказчик могут вкладывать в это слово разный смысл. С точки зрения пользователя программы, корректировка документа часто означает поиск и замену объектов или их атрибутов.
-
На рисунке 8.5 показано диалоговое окно "Поиск" в режиме Find And Replace. Чтобы выполнить поиск и замену, требуется задать поисковый образец или критерий, выделить область поиска и указать программе, какие изменения необходимо внести в найденные объекты.
-
Команда Select (Отметить) – это одно из средств диалогового окна "Поиск". Выбирается команда щелчком на закладке с тем же названием. В режиме Select программа выполняет поиск в заданной области и отмечает объекты, которые удовлетворяют поисковому критерию или образцу.
-
Все многообразие электронных изображений принято делить на два класса: векторные изображения и растровые. Векторные изображения формируются из множества примитивов и геометрических фигур. Технику создания векторных рисунков можно сравнить с аппликацией.
-
Операция трассировки (векторизации) строит новый векторный объект на основе растрового изображения, взятого за образец. | Чтобы выполнить трассировку, нужно щелкнуть по кнопке (Autotrace, Автотрассировка) в панели инструментов и растянуть прямоугольник над областью экрана, которую требуется – векторизовать.
-
От выбранного метода трассировки зависит способ обработки экранного образа и вид объектов, которые будет использовать FreeHand для построения векторного приближения. Для выбора метода используется поле Path Conversion диалогового окна Trace Tool.
-
При помощи команды Constrain (Поворот осей) можно изменить угол поворота системы координат публикации. Действие команды равносильно повороту страницы, хотя само изображение страницы не претерпевает изменений. | По умолчанию угол поворота равен нулю.
-
Доклады, отчеты, аналитические записки – любые документы, насыщенные числовой информацией, будут лучше восприниматься, если данные представить в графической форме. | В области деловой графики сложились определенные традиции оформления числовой информации, которые, конечно, не исключают смелых дизайнерских находок и неожиданных изобразительных решений.
-
При первом обращении к инструменту Chart программа выводит окно, показанное на рис. 8.8. Работа с окном напоминает заполнение простой электронной таблицы. Пользователям программ Microsoft Excel или Lotus 1-2-3 многие элементы техники работы с окном покажутся знакомыми. | Рис. 8.8.
-
После ввода исходных данных необходимо выбрать тип диаграммы и задать ее настроечные параметры. Для этого щелчком по кнопке надо изменить состояние окна Chart. | FreeHand предлагает шесть типов диаграмм: Grouped Column (Столбцовая диаграмма), Stacked Column (Многоярусная диаграмма), Line (Линейчатая диаграмма), Pie (Круговая диаграмма), Area (Зонная диаграмма), Scatter (Точечная диаграмма).
-
Чтобы добиться надлежащей выразительности, внешний вид диаграммы иногда приходится существенно менять. Для этого служат многочисленные настроечные поля и переключатели диалогового окна Chart. Самую глубокую настройку имеют столбцовые диаграммы, регулировочные параметры которых показаны на рис. 8.9.
-
Столбцовые диаграммы (Grouped column) наряду с круговыми являются самым распространенным изобразительным средством деловой графики. Рассмотрим построение такой диаграммы на простом примере. | Пусть требуется сравнить результаты деятельности двух гипотетических фирм Radoms и North Star в марте (march), апреле (april) и мае (may).
-
Многоярусные диаграммы (Stacked colymn) – это столбцовые диаграммы с несколько измененным способом представления. Для выбора этого вида надо щелкнуть по кнопке диалогового окна Chart. Многоярусные диаграммы не имеют никаких специфических настроечных параметров, отличных от рассмотренных.
-
Круговая диаграмма (Pie) выбирается щелчком по кнопке . Круговые диаграммы являются одними из наиболее употребительных. Обычно их используют для демонстрации процентного содержания вкладов составных частей в некоторое целое.
-
Точечные диаграммы (Scatter) отличаются от всех рассмотренных ранее типов. Исходные данные интерпретируются программой следующим образом: | Две соседние ячейки, лежащие на одной горизонтали, рассматриваются как х и у координаты точки диаграммы;
-
В оформлении деловой графики можно использовать не только простые геометрические фигуры: прямоугольники окружности и линии. Строительным элементом при создании столбцовых и многоярусных диаграмм могут быть любые геометрические фигуры.