Барабанный сэмплер DR-008
Загрузка звуков в сэмплер
DR-008, поставленный в рэк, изначально пуст, ни в одной ячейке нет ни единого звука. Надо их наполнить каким-то содержанием. Как?
Можно загружать сэмплы в ячейки по одному, а можно брать готовые наборы (банки) ударных.
Чтобы загрузить ячейку, дважды щелкните по ней и отыщите на диске своего компьютера или на компакт-диске с сэмплами нужный wav-файл. Имя его появится в ячейке, а соответствующая нота на MIDI-клаве и на управляющей MIDI-дорожке наконец-то зазвучит. Так можно заполнить все нужные ячейки.
Если вы хотите иметь возможность вставлять звуки не наобум – глядя только на название файла, – а все же на слух, можете в окне проекта зациклить фрагмент, в котором используется данная нота. Тогда, ставя курсор на тот или иной файл, вы будете слышать, как он звучит.
Другой способ загрузки файлов в сэмплер состоит в использовании некоего подобия виндоузовского проводника (кнопка Browser), из которого можно таскать файлы просто мышкой.
Может быть, правильно было бы расставлять ударные инструменты на те же ноты, на каких они стоят в стандартном наборе General MIDI Drums. Во-первых, так будет легче добиться совместимости между разными барабанными банками, которые вы себе сделаете: при смене банка не придется, матерясь, переделывать партию, чтобы вместо бочки не брякала какая-нибудь тарелка.
Ну и, во-вторых, при стандартном расположении инструментов вы, в случае чего, сможете быстро перейти от сэмплированных барабанов к стандартным мидийным. Например, вам надо сохранить композицию в MIDI-формате (в файле с расширением .mid). Чтобы ваши замечательные барабанные партии хоть как-то звучали, пусть и с пластиковыми звуками из комплекта General MIDI Drums, вы просто зададите для этой дорожки 10-й MIDI-канал.
Впрочем, это вовсе не обязательно, а иногда и просто невозможно: синтетические ударные могут иметь массу разновидностей, которым в General MIDI Drums просто нет аналогов.
Двойной щелчок по ячейке всегда будет открывать ту же папку, из которой вы брали wav-файл в прошлый раз. Если дважды щелкнуть по ячейке, держа нажатой клавишу SHIFT, вы независимо ни от чего попадете в папку Sampies, где имеется десятка три wav-файлов с образцами инструментов, заготовленными для нас фирмой-производителем сэмплера.
Чем качественнее и длиннее звук, тем тяжелее файл, в котором он записан. Например, самый большой сэмпл из сонаровского комплекта – Rain Stick.wav (запись инструмента Rain Stick – бамбуковой трубы, в которой пересыпаются какие-то камушки, изображая льющуюся воду), имеет длительность 14 секунд и размер 2.5 МБ, а самый маленький – Closed Hi Hat.wav (закрытый хэт) – 0.2 секунды и 33.5 КБ.
Чтобы поменять весь набор барабанов, нажмите кнопку Load и выберите в появившемся меню команду Load Settings. Потом выберите один из восьми наборов (банков) – файлов с расширением .dr8, имеющихся в комплекте программы, и получите в сэмплере полностью сформированную ударную установку определенного типа.
Каждый новый банк, загруженный командой Load Settings, полностью заменяет собой предыдущий. Однако есть возможность подгрузить звуки из нового банка только на пустые места. В той же иконке, которая выскакивает на кнопке Load, есть вторая команда – Merge Settings, которая именно это и делает.
Любой нестандартный банк звуков – созданный с нуля с помощью wav-файлов или соединенный из нескольких готовых банков, вы можете сохранить на диск кнопкой Save.
Надо будет выбрать один из трех вариантов сохранения:
- команда Save settings only позволит записать в файл все настройки банка, не записывая в него самих звуков. Банки выходят очень маленькие (меньше 100 КБ), но в таком виде их нельзя записать на компакт-диск и подарить приятелю, нельзя выложить в интернет. А если вы невзначай сотрете или переместите куда-нибудь звуковые файлы, которые используются в банке, сэмплер не сможет их загрузить. Он, конечно, попытается самостоятельно найти пропащие файлы, но ведь не факт, что найдет. Так что будьте внимательны с такими банками;
- команда Save settings and clone samples делает то же, что предыдущая, но тут вдобавок создаются копии wav-файлов и помещаются во вложенной папке рядом с самим drs-файлом. При такой организации работы гораздо легче уследить за звуками того или иного банка. Но количество копий сэмплов растет, что тоже не всегда хорошо;
- команда Save bank with samples создает банки самого большого размера, потому что все используемые сэмплы запаковываются внутрь файла. Такими банками можно пользоваться и при обычной работе, хоть они и великоваты, а для переноски на другой компьютер, для передачи другим людям или для архивного хранения они будут просто незаменимы.
Чтобы очистить ячейку, выберите команду Clear в ее контекстном меню.
Звуки по табличке можно перетаскивать мышкой и копировать, перетаскивая с "контролем". В контекстном меню всех заполненных ячеек вы найдете также команды копирования, вырезания, вставки.
Есть еще один способ вставить звук в ячейку. Дважды щелкнув по ячейке при нажатой клавише CTRL, мы попадем в папку PRESETS, где и можно будет выбрать какой-то звук. В этом случае вместо названия файла в ячейке пишется название инструмента.
Файлики в папке PRESETS имеют расширение .drs, они очень маленькие – порядка 100-200 байт, так что внутри них никаких звуков нет и быть не может. Откуда же они берут звуки? И что это вообще такое?
Как легко понять из названия папки, тут находятся некие пресеты – наборы настроек. Настроек чего?
Пресеты – это наборы настроек для сэмплерных и синтезаторных модулей – основных рабочих инструментов программы DR-008.
В контекстном меню ячейки есть команда Save, которая позволит сохранить настройки данной ячейки в виде пресета. В пресете запоминается название сэмпла, который был и этой ячейки использован (а если их более одного, то запоминаются все – со всеми их параметрами). Если же это синтезаторный модуль, запоминаются параметры синтезатора. Но об этом – в следующей главе.