Иллюстрированный самоучитель по виртуальному звуку

Сведение в файл

Практические приемы сведения в SAWStudio

Обозначим некоторые важные моменты сведения в SAWStudio, на которые начинающим компьютерным музыкантам стоит обратить внимание.

Для начала следует позаботиться о качественном акустическом контроле. Это крайне важный момент. Нельзя художнику, создающему картину, смотреть на нее все время через грязное стекло.

Примечание
Инженерные представления об измерении звучания музыки только лишь с помощью анализаторов спектра, осциллографов и прочих приборов недопустимы, т. к. сведение – это еще и область психоакустики и искусства. Единственным и лучшим измерительным прибором является человеческое ухо
.

Колонки музыкального центра могут быть только дополнительными средствами контроля. На них нельзя услышать большинство нюансов и дефектов. Нужно понимать, что экономия на студийных мониторах может полностью перечеркнуть смысл работы со звуком.

Примечание
Для начинающих можно посоветовать наушники-мониторы, например AKG К141 Monitor. Этот совет не относится к использованию их напрямую с дешевыми микшерными пультами. Поэтому лучше подключать выход звуковой карты непосредственно к линейному входу музыкального центра или усилителя, а AKG К141 Monitor в выход для наушников. При этом на музыкальном центре должны быть отключены (или установлены в линию) всевозможные эквалайзеры, T-Bass, X-Bass и т. д. А на усилителе должны быть отключены (или установлены в линию) регуляторы тембра и отключена тон-компенсация (которая при понижении громкости повышает уровень низкочастотных составляющих)
.

Перед началом сведения можно "потренировать ухо" – недолгое время послушать фирменный AUDIO CD хорошего качества с музыкой этого или близкого направления на том уровне громкости, который позволит различать все нюансы сведения.

Нужно учитывать некоторые моменты. Во-первых, AUDIO CD звучит, как правило, громче из-за звуковой обработки, примененной к нему в стадии премастеринга. Во-вторых, звуковое давление громкостью более чем 80 дБ SPL (sound pressure level) в течение 30-40 мин может вызвать утомление слуха, что сделает дальнейшее качественное сведение без восстановительного перерыва невозможным.

Если для мониторинга используется 16-битная звуковая карта, то может потребоваться дизеринг (сглаживание полутонов). Это связано с тем, что SAWStudio работает на более высоком внутреннем разрешении. Решение о его включении принимается на слух. При ощущении, что звук "острый", "железный" или "цифровой", дизеринг следует включить.

Дизеринг мультитрека включается выбором команды MultiTrack › Dither › On-Type1. Некоторые звуковые карты используют внутренний дизеринг, который выполняется аппаратно или программно на уровне драйвера.

Не рекомендуется приступать к сведению непосредственно после записи, т. к. утомленный слух способен значительно снизить конечный результат. Поэтому следует сделать перерыв, размер которого определяется индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Нужно помнить, что при сведении идет работа с конкретным материалом, а не с какой-то абстрактной музыкой, подчиняющейся общемировым правилам. Поэтому в реальной жизни сведение – это еще и искусство компромисса. Профессионалы рекомендуют избавиться от предвзятых представлений о том, как должен звучать микс, и начать работать с тем, что есть в действительности. Ненужно стараться достать из вашего проекта то, что в него не заложено. Необходимо выявить его особенности и на них выстроить концепцию звучания, подчиненную главной музыкальной идее.

Сведение – это работа с готовым материалом. Но иногда именно при сведении обнаруживаются ошибки, допущенные на предыдущих этапах (фальшивые ноты, несоответствие отдельной партии общей идее произведения и т. п.). Поэтому нужно быть готовым к тому, что может потребоваться "хирургическое вмешательство" или перезапись плохих треков. Если для достижения результата жертвы оправданны, то на них нужно идти.

Сведение – своеобразное погружение в глубины звука. Это процесс длительный и не терпящий прерываний. Поэтому предварительно следует позаботиться о своей "безопасности" – исключить все факторы, способные рывком поднять вас на поверхность (например, заблокировать телефон и т. п.)

Как правило, оценка микса в начале сведения более объективна (так как слух еще не притупился). Если вы работаете на протяжении 2-3 часов, то слуховая усталость может трансформироваться в неосознанное раздражение, которое проявляется в навязчивом желании изменить все. В этом случае лучше сохранить прежний вариант как отдельный EDL-файл. Скорее всего, через день-два именно он покажется вам наиболее удачным.

Теперь о критериях качества записанной фонограммы. Специалисты уделяют особое внимание некоторым ее критериям.

"Пространственность формирует ощущение расстояния до инструмента или группы инструментов. Хорошо, если расстояние до исполнителей в записи кажется естественным и легко определимым. На пространственность в записи оказывают влияние ранние отражения сигнала и реверберация, ее время и уровень.

(…) Следующий параметр, по которому оценивается звукозапись, – это прозрачность. Под прозрачностью подразумевается ясность передачи музыкальной фактуры, различимость линий партитуры.

(…) Прозрачность – один из наиболее различимых слушателем параметров звучания. Однако ясность и прозрачность записи может требоваться не всегда в силу определенных жанровых особенностей. Например, при записи хора необходимо избежать различимости голосов отдельных хористов в партиях". (П. Кондрашин, ст. "Типичные ошибки звукорежиссеров при записи и сведении фонограмм", "Звукорежиссер", 1999, №2, http://www.625-net.ru/arch.htm.)

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.