Сведение в файл
Остановимся на очень важном вопросе: насколько ясным должно быть звучание. Здесь бытует ошибочная точка зрения: чем выше разборчивость партий, тем лучше фонограмма.
Проведем стилевую параллель между звуковым полотном и художественным. Графика и живопись обладают разными выразительными средствами: четкость линии в одном случае также неприменима, как и размытость контуров в другом.
Аналогичная ситуация и в музыке. Здесь также произведения разных направлений отличаются по набору выразительных средств.
Но нужно помнить, что отражение окружающего мира в музыке и живописи имеет свои законы, основанные на восприятии мира человеком. Один из них – разделение объекта и фона. Поэтому приемы, призванные подчеркнуть, выделить главное, не должны использоваться повсеместно. Это в равной мере относится к "четкости прослушивания" всех партий. Ненужно путать главное с второстепенным: идею и ее обрамление, соло и аккомпанемент, объект и фон и т. п.
Известный эксперт в области звуковой аппаратуры Анатолий Лихницкий пишет по этому поводу следующее: "И все-таки ясность звучания может оказаться чрезмерной. 'Гипертрофированная' ясность ощущается слушателями, например, как избыточность звуковых деталей. Эти детали отвлекают внимание от музыки, и в результате связь между элементами музыки в восприятии слушателей разрывается. Поразмыслив над этим, я предлагаю вместо информационного эталона ясности использовать эталон, соотносимый со шкалой эстетической оценки. Таким эталоном может быть баланс (соотношение) между разделенностью следующих друг за другом звуков и их связанностью". (А. Лихницкий. Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры. – СПб.: "ПиК", 1998.)
Основной инструмент размывания – "сглаживания" избыточных деталей – это ревербератор. Им следует пользоваться осторожно, т. к. легко получить неестественное звучание. Но если реверберация – художественный прием, воплощение музыкальной идеи, то запретов нет.
Еще один важный критерий качества, который должны учитывать даже начинающие компьютерные музыканты – это музыкальный баланс.
Музыкальный баланс – это соотношение между партиями аранжировки.
"Музыкальный баланс должен исходить из партитуры, соответствовать замыслу композитора или дирижера и сохраняться при всех нюансах от рр до ff.
(…) Хороший баланс в записи создать не так трудно.
(…) Есть ряд объективных причин плохого баланса. Во-первых, недостаточная музыкальная культура и развитость вкуса звукорежиссера. Он часто не понимает степени важности той или иной партии. Ему кажется, что все сыгранное музыкантами должно звучать одинаково громко. Запись становится "плоской", грохочущей. Этот тип баланса мы называем 'инженерным сведением'". (П. Кондрашин, ст. "Типичные ошибки звукорежиссеров при записи и сведении фонограмм", "Звукорежиссер", №2, 1999, http://www.625-net.ru/arch.htm.)
Именно описанным "инженерным сведением" страдают миксы начинающих компьютерных музыкантов.
Для преодоления ошибок начального этапа требуется развитие профессионализма, которое невозможно без тренировки звуковой наблюдательности, прослушивания и анализа эталонных AUDIO CD, посещения концертов симфонической музыки, – т. е. повышения общей музыкальной культуры. Для компьютерных музыкантов добавляется еще и грамотное использование виртуальных технологий.
Конечная цель сведения – это ни что иное, как распознавание художественного замысла произведения, затем бережное преобразование его и фиксирование результата на новом звуковом полотне.
Поэтому компьютерному музыканту обязательно нужно уметь оперировать со звуковыми образами, распознавать их и расставлять согласно "иерархии замысла".
Работая над сведением в программе SAWStudio, лучше начинать с удаления остатков чернового материала. А именно, подрезать объекты – отсечь на них пустые места, удалить те регионы, в которых содержатся помехи, шумы.
Затем следует распределить треки по группам, воспользовавшись для этого виртуальной маршрутизацией.
Далее нужно уделить внимание балансу звучания инструментов. Здесь есть разные подходы. Об одном из них пишет в своей статье С. Кругликова: "Другой вариант – отстроить баланс основных гармонических инструментов, вокала, сольные партии – и всех их выключить. Затем отдельно отстроить барабаны с басом, чтобы хорошо звучали сами по себе, и снова включить уже отстроенные инструменты, и лишь затем постепенно подмешивать к ним барабаны с басом. Этот подход не столь распространен, но о нем стоит говорить хотя бы потому, что им пользуются в разных странах наиболее известные звукорежиссеры и продюсеры: англичанин Алан Парсонс (Alan Parsons), известный как работами над собственным проектом, так и легендарным альбомом группы Pink Floyd "Dark Side of the Moon"; американец Мэт Уоллес (Matt Wallace, альбом группы Faith "No More The Real Thing"), француз Режи Раван (Regis Ravant, проект Mr. Magoo "Mon petit chou")". (С. Кругликова, ст. "Сведение как творческий процесс. Часть 1. Частотная и динамическая обработка", "Звукорежиссер", №7, http://www.625-net.ru/arch.htm.)
В рассматриваемой далее конфигурации с одним мастер-каналом и 23 группами ничто не мешает использовать подход Алана Парсонса в SAWStudio в полной мере. Кроме того, шесть Return-каналов также могут быть распределены по группам в различных вариациях. Следовательно, в подготовке к сведению можно выделить отдельный этап – конфигурирование виртуальной консоли.
Совет
Те конфигурации виртуальной консоли, которые вами часто используются, удобнее сохранять в файлы шаблонов mxt.
Основная идея – подготовить к сведению виртуальную студию таким образом, чтобы ее архитектура соответствовала целям и задачам проекта.