Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5

Контролируем моносовместимость сигнала с помощью окна Phase Analysis

Фигуры Лиссажу вписываются в прямоугольник, центр которого совпадает с началом координат, а стороны параллельны осям координат (0Х и 0У) и расположены по обеим сторонам от них на расстояниях, соответственно равных А2 и А1.

Отношение частот Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Анализируем запись и определяем стратегию обработки сигнала › Контролируем моносовместимость сигнала с помощью окна Phase Analysis и Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Анализируем запись и определяем стратегию обработки сигнала › Контролируем моносовместимость сигнала с помощью окна Phase Analysis складываемых колебаний равно отношению числа касаний (узловых точек) соответствующей им фигуры Лиссажу со стороной прямоугольника, параллельной оси 0У, к числу ее касаний со стороной прямоугольника, параллельной оси 0Х.

Во времена, когда об электронно-счетных частотомерах никто даже не мечтал, да и позже, когда они все еще оставались большой редкостью, с помощью фигур Лиссажу измеряли неизвестную частоту колебания, сравнивая ее с частой колебания эталонного.

Измерительным прибором может служить осциллограф. На пластины, отклоняющие светящуюся точку экрана в вертикальном направлении, как обычно, подают исследуемое колебание. Но, в отличие от традиционного режима работы прибора, на горизонтально-отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки не подают сигнал, создающий временную развертку наблюдаемого процесса. Вместо него подключают эталонное гармоническое колебание. Наблюдая фигуры Лиссажу, сравнивая их с образцовыми изображениями и подсчитывая узловые точки, определяют разность фаз, отношение амплитуд и отношение частот колебаний.

Описанный принцип действия лежит в основе стереогониометра. Виртуальный аналог прибора встроен в Adobe Audition, а доступ к нему осуществляется посредством окна Phase Analysis. Работа стереогониометра поясняется схемой, представленной на рис. 4.15.

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Анализируем запись и определяем стратегию обработки сигнала › Контролируем моносовместимость сигнала с помощью окна Phase Analysis
Рис. 4.15. Схема, поясняющая принцип действия стерестониометра

На два входа прибора подаются сигналы левого (L) и правого (R) каналов. Суммарно-разностным преобразователем, выполняющим функцию, обратную функции стереодекодера радиоприемника, эти сигналы преобразуются в:

  • суммарный сигнал М = L + R (монофоническая компонента);
  • разностный сигнал S = L – R (стереофоническая компонента).

Усиленные сигналы подаются на пластины электронно-лучевой трубки: М – на вертикально-отклоняющие, а S – на горизонтально-отклоняющие. Так складываются колебательные движения светящейся точки экрана в двух взаимно перпендикулярных направлениях – в системе координат M/S (Моно/ Стерео), т. е. образуются фигуры Лиссажу.

Точно так же действует и виртуальный стереогониометр программы Adobe Audition.

Правда, для него предусмотрен и еще один режим работы: на виртуальные отклоняющие пластины вместо суммарного и разностного сигналов подаются сигналы левого и правого каналов, а графики, соответственно, строятся в системе координат L/R (Левый/Правый).

С точки зрения информативности такие способы отображения результатов измерения равноценны. Ведь между парой сигналов L и R, с одной стороны, и их суммой и разностью, с другой стороны, есть однозначная линейная связь. Изображения одного и того же процесса, полученные в двух системах координат, оказываются очень похожими друг на друга и отличаются, в основном, направлениями своих осей. Иными словами, пользователю предлагается выбрать более привычный вариант отображения результатов измерений.

Кроме того, возможен еще вариант Spin, который имитирует вращение развертки изображения на экране. Здесь получаются картинки восхитительной красоты, но использовать их для анализа трудно. В частности, они оказываются неразличимыми в тех случаях, когда при прочих одинаковых условиях меняются местами сигналы левого и правого каналов.

Для того чтобы помочь вам освоить виртуальный стереогониометр программы Adobe Audition, приведем вид фигур Лиссажу для нескольких характерных случаев.

На рис. 4.16 представлено изображение на рабочем поле окна Phase Analysis (система координат M/S (Моно/Стерео)) для ситуации, когда сигнал присутствует только в левом канале: L Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Анализируем запись и определяем стратегию обработки сигнала › Контролируем моносовместимость сигнала с помощью окна Phase Analysis 0, R = 0 (файл EX04_03.WAV). На рис. 4.17 та же самая фигура Лиссажу отображается в другой системе координат и (L/R, (Левый/Правый)).

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Анализируем запись и определяем стратегию обработки сигнала › Контролируем моносовместимость сигнала с помощью окна Phase Analysis
Рис. 4.16. Фигура Лиссажу: L Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Анализируем запись и определяем стратегию обработки сигнала › Контролируем моносовместимость сигнала с помощью окна Phase Analysis 0, R = 0, система координат M/S

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.