Источники информации
Выбор поставщиков сырья, товаров (закупаемых компанией для перепродажи), услуг и информации (используемых в основном в производственном или торговом процессе) влияет не на единовременные расходы по созданию и запуску проекта (как это было в предыдущем случае), а на его текущую деятельность. Источниками информации о таких поставщиках могут быть отраслевые справочники, рекламные материалы, выставки, ярмарки, семинары и конференции, каталоги и т. п. Информация для выбора постоянных поставщиков и партнеров должна быть подобрана очень тщательно, поскольку условия работы с ними сильно влияют на себестоимость продукции, товаров и услуг компании и, соответственно, на все финансовые показатели инвестиционного проекта.
Сбор информации о трудовых ресурсах необходим для определения штатного расписания и фонда оплаты труда. Если у проекта уже есть команда специалистов и менеджеров, готовая взяться за его реализацию, поиск информации необходимо проводить по должностям, являющимся вакантными в штатном расписании. Кроме того, необходимо собрать информацию о сложившемся уровне оплаты труда для всех специалистов и менеджеров проекта. Информацию о наличии трудовых ресурсов и уровне оплаты труда можно получить на биржах труда, в рекрутинговых агентствах, в специализированных изданиях и на сайтах, посвященных поиску работы и рекрутингу.
Информацию о законодательном окружении проекта, необходимости получения компанией лицензий и иных разрешительных документов можно получить из специальной литературы, правовых баз данных, непосредственно из соответствующих нормативных документов. Наилучшим вариантом является сочетание самостоятельного изучения законодательства с получением консультаций у профессиональных юристов и аудиторов.
Источниками информации о состоянии рынка продукции проекта, его емкости, сегментах, рыночных окнах, существующих на рынке каналах распределения и т. п. могут быть результаты кабинетных и полевых маркетинговых исследований, подробно описанные в гл. 8.
Информация для оценки конкурентоспособности продукции проекта и конкурентной среды может быть получена посредством изучения сайтов конкурирующих компаний, их предложений, цен, товаров и услуг. Для получения более детальной информации представитель компании может сам выступить в роли покупателя и в процессе обслуживания оценить уровень сервиса конкурентов, качество их товаров и услуг, скорость выполнения заказов, удобство навигации по сайту и т. п. Круг основных конкурентов и примерная оценка доли рынка каждого из них могут быть определены при помощи Интернет-каталогов и поисковых систем (список основных конкурентов) и рейтингов (очень приблизительная оценка доли рынка может быть сделана посредством сравнения посещаемости сайтов конкурентов и сайта компании). Более точную информацию можно получить с помощью полевых исследований, в частности, опросов потребителей.
Точная информация для оценки времени, необходимого для создания и запуска проекта (сроки выполнения работ, поставки оборудования, программирования и разработки дизайна сайта), может быть получена от непосредственных исполнителей работ и поставщиков оборудования. Многим из них для установки точных сроков необходимо подробное техническое задание, которое на момент сбора исходных данных, как правило, отсутствует. В таком случае приходится полагаться на экспертную оценку специалистов компаний-исполнителей. Для уменьшения неопределенности, связанной с неточностью экспертных оценок, имеет смысл получить оценки сроков исполнения работ от нескольких независимых экспертов и использовать в бизнес-планировании усредненные данные.
Информация о текущем состоянии предприятия может быть получена из таких внутренних источников, как финансовая и бухгалтерская отчетность, отчетность подразделений, беседы со специалистами и т. п.
Информация о возможных источниках финансирования, процентных ставках по кредитам и займам и условиях их предоставления может быть получена из специализированных изданий, рекламных материалов банков и финансовых компаний, из личных переговоров с потенциальными инвесторами.
Сведения о действующих в данном регионе ставках налогов и сборов можно получить из специальной литературы, периодических изданий, правовых баз данных, непосредственно в налоговых органах и муниципальных учреждениях, у профессиональных юристов и аудиторов.
Безусловно, различная информация, собираемая для бизнес-планирования, имеет разную степень важности. Наиболее тщательно необходимо подходить к сбору информации о рынке, конкуренции, поставщиках товаров и услуг (потенциальных постоянных партнерах), каналах распределения, правовом окружении. Если какой-либо информации недостаточно или достоверность ее вызывает сомнения, не стоит закрывать информационную брешь экспертными оценками. Лучше потратить некоторые средства на исследования и уточнение информации, чем потом нести несравнимые с этими затратами убытки.
В какой-то мере затраты на проведение дополнительных исследований, уточняющих исходные данные для бизнес-планирования, можно сравнить с затратами на страхование от финансовых рисков.