Сбор исходной информации
Готовый бизнес-план представляет собой документ, отражающий представления его составителей о том, каким образом будет развиваться инвестиционный проект, какие средства необходимы для его реализации, какую прибыль и в какие сроки он принесет, и с каким риском связано инвестирование средств в проект.
Естественно, бизнес-план, как и любой план, может быть воплощен в жизнь лишь с определенной вероятностью. Неопределенность фактического результата связана с возможными ошибками в выборе стратегии, действием чрезвычайных обстоятельств и т. п. Однако главная неопределенность вытекает из возможных погрешностей и ошибок в исходных данных. Неправильная оценка емкости рынка, допустимого интервала цен на продукцию, себестоимости, эффективности маркетинговых мероприятий могут привести к формированию неправильных выводов и завышенной оценке финансовых показателей проекта. Последствия таких ошибок, как правило, весьма печальны.
Сбор исходной информации является одним из наиболее ответственных этапов бизнес-планирования. Обычно он связан с определенными (иногда немалыми) затратами. Тем не менее, если инвестор серьезно рассматривает возможность вложения средств в проект, экономия средств на сборе достоверных исходных данных может при реализации проекта обойтись ему очень дорого.
Сбор исходной информации для бизнес-планирования иногда называют прединвестиционными исследованиями. Затраты на такие исследования обычно составляют до 1.5% от общего объема инвестиций в проект.
Обычно причинами появления проектов (идей создания проектов) являются следующие побудительные мотивы:
- информация о наличии неудовлетворенного спроса на товары и услуги;
- избыточные ресурсы, имеющиеся в распоряжении потенциального инвестора;
- недостаточный спрос на продукцию проекта (необходимость что-либо предпринять для изменения ситуации);
- инициатива предпринимателей;
- чрезмерно высокая себестоимость (необходимость ее снижения для получения возможности вести ценовую конкуренцию);
- чрезмерный риск, связанный с компанией (необходимость его снижения).
Что бы ни было причиной появления проекта, идея, лежащая в его основе, нуждается в обосновании. Подтвердить жизнеспособность идеи и проекта в целом могут только достоверные данные обо всех параметрах компании и внешней среды, оказывающих влияние на проект.