Бизнес-планирование в Интернет-компаниях
Любое управленческое решение, связанное с инвестированием средств, нуждается в экономическом обосновании. Это может быть решение о приобретении контрольного пакета акций компании, о модернизации сервера, о создании дочерней компании, о приобретении оборудования и т. п. В любом случае лицо, принимающее решение, должно отчетливо представлять себе ожидаемые экономические последствия данного решения.
Бизнес-планирование является инструментом, позволяющим принимать обоснованные решения по вопросам инвестирования средств и выбирать оптимальные варианты реализации инвестиционных проектов.
Бизнес-планирование рассмотрено в последней части книги, поскольку в нем используется комплексный подход, охватывающий все рассмотренные ранее аспекты бизнеса (финансы, маркетинг, организационные вопросы и т. п.).
Инвестиционная деятельность обеспечивает развитие компании. Она направлена на освоение новых видов продукции, выход на новые рынки, повышение качества продукции, увеличение контролируемой доли рынка и т. п.
Основными формами инвестирования являются:
- приобретение целостных имущественных комплексов. Такое инвестирование может быть осуществлено путем приобретения контрольных или блокирующих пакетов акций компании, позволяющих реально контролировать ее активы и все ключевые управленческие решения;
- создание новых проектов. Новый проект может быть создан в виде самостоятельного юридического лица (дочерней компании), филиала или подразделения. Как правило, под новым проектом понимается освоение нового для компании направления бизнеса или существенное расширение старого (связанное с новым строительством, приобретением значительного количества оборудования и т. п.). Обычно инвестирование в новые проекты связано с созданием имущественного комплекса для обеспечения функционирования проекта;
- модернизация. Эта инвестиционная операция связана с приведением активной части основных средств компании в состояние, соответствующее современным требованиям в плане технологии, производительности, качества продукции и т. п.
Модернизация осуществляется путем приобретения новых узлов, механизмов и т. п. для существующего оборудования и внесения в него конструктивных изменений. Для Интернет-компаний модернизация серверов и коммуникационного оборудования является практически непрерывным процессом, поскольку это оборудование быстро морально устаревает. Кроме того, рост посещаемости сайта компании обычно требует повышения производительности серверов и, соответственно, качества обслуживания клиентов;
- реконструкция. Под реконструкцией понимается значительное изменение всего производственного процесса компании. Реконструкция проводится в целях значительного увеличения производственных мощностей. Обычно она связана с ликвидацией устаревшего оборудования, зданий и сооружений и созданием новых;
- обновление отдельных основных средств. Достаточно часто какое-либо оборудование становится в производственном процессе компании "слабым звеном". В этом случае оно нуждается в замене. Потребность в приобретении нового оборудования возникает и в случае необходимости увеличения объема производства;
- инвестирование в нематериальные активы. К этой категории инвестиций относятся вложения средств в приобретение патентов, научно-технических разработок, ноу-хау, товарных знаков, лицензий и других прав. Помимо приобретения готовых нематериальных активов возможно инвестирование средств в создание таких активов силами компании (инвестиции в имиджевую рекламу, создание фирменного стиля, научно-технические разработки, создание компьютерных программ и т. п.);
- инвестирование в оборотные активы. При недостаточной загрузке оборудования компания может испытывать необходимость в увеличении объема оборотных средств. Инвестирование в оборотные активы связано с выделением дополнительных средств на приобретение сырья для переработки, товаров для перепродажи и иных оборотных активов;
- инвестирование в финансовые активы. При образовании у компании свободных денежных средств экономическая ситуация может сложиться таким образом, что оптимальным способом их инвестирования станет приобретение долгосрочных ценных бумаг (акций, векселей, облигаций и т. п.).
Ресурсы, которыми располагает компания (собственные и те, которые она может привлечь), всегда ограничены. Поэтому перед компанией постоянно стоит задача выбора оптимального направления инвестирования средств. Для осуществления выбора все реальные направления инвестирования должны быть представлены в стандартизованном виде. Наиболее адекватным способом представления инвестиционных проектов является бизнес-план.
В современных условиях быстрое развитие компании редко обходится без привлечения сторонних инвестиций. В случае привлечения таких инвестиций необходимость создания бизнес-плана обусловлена тем, что внешние инвесторы должны получить полное представление о предлагаемом им инвестиционном проекте, его масштабах, плане маркетинга, планируемых экономических показателях, команде менеджеров, которая будет его реализовывать.