Циклический алгоритм. Оператор с заранее известным числом повторений.
143. Заставьте окружность надуваться как воздушный шарик.
144. Мы уже перемещали по экрану геометрические фигуры с использованием условного оператора и оператора безусловного перехода. Теперь наши фигуры будут двигаться равномерно по вертикали или горизонтали. Сместите:
- закрашенный прямоугольник;
- закрашенную окружность.
Все это замечательно. Но давайте вспомним, что Бейсик – все-таки язык в большой степени не графический, а вычислительный, и попробуем применить оператор цикла к вычислениям.
Например, напечатать значения y = sinx в интервале [-30°; 30°] с шагом 5°. Действуя по правилам, несложно понять, что параметр – это х, так мы его и обозначим. Начальное, конечное значения параметра и шаг указаны непосредственно в самом задании. Пишем оператор цикла:
OR X=-30 ТО 30 STEP 5 Y=SIN (X*3.14/180) ? "SIN С; X; ")="; Y NEXT X
На что, кроме оператора цикла, здесь хочется обратить ваше внимание, так это на оператор print. Разберитесь, пожалуйста, как он работает, и что дает такая, казалось бы, запутанная запись.
Еще пример. Необходимо вывести на экран четные числа от 2 до 20. Здесь меняется само число, обозначаем его N, начальное значение 2, конечное 20, шаг 2. Пишем:
FOR N=2 ТО 20 STEP 2:? N: NEXT N
А если от 20 до 2, то будет, соответственно:
FOR N=20 ТО 2 STEP – 2:? N: NEXT N
Проверим ваше понимание, как всегда, при помощи ряда заданий.
145. Выведите на экран в строку все числа первой сотни, оканчивающиеся на пять.
146. Определите значение переменной f после выполнения следующих операторов:
F=l: N=l FOR 1=2 ТО N: F=F+1/I: NEXT I
147. Напишите программу, запрашивающую возраст пользователя, а затем печатающую текст "Да ты крут!" по числу прожитых лет. Обратите внимание, что здесь в теле цикла не будет использоваться параметр. Такое тоже возможно.
148. С клавиатуры запрашивается любая цифра от 2 до 9, а затем компьютер печатает таблицу умножения на эту цифру.
149. Напишите программу., выводящую на экран степени числа 2 от 2 до 10 включительно.
150. Распечатайте в табличном виде (с аргументами) значение функции квадратного корня на интервале [2; 4] с шагом 0.1.
151. Напишите программу, которая в центре чистого экрана на одном и том же месте выведет последовательно цифры от 1 до 3600 (аналог электронного секундомера).
Когда мы двигали геометрические объекты, го нам приходилось иногда искусственно замедлять движение, чтобы оно было более плавным. Тогда без объяснений был введен пустой цикл для организации пауз. Пустым будем называть такой цикл, в котором нет тела. Например:
FOR 1=1 ТО 100: NEXT I
Просто компьютер считает в уме до 100. А мы его ждем (ну, правда, если до 100 – это быстро, а вот до 10 000 уже придется и потерпеть).