Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинающих

Инкапсуляция и свойства объекта

Под инкапсуляцией понимается скрытие полей объекта с целью обеспечения доступа к ним только посредством методов класса.

В языке Delphi ограничение доступа к полям объекта реализуется при помощи свойств объекта. Свойство объекта характеризуется полем, сохраняющим значение свойства, и двумя методами, обеспечивающими доступ к полю свойства. Метод установки значения свойства называется методом записи свойства (write), а метод получения значения свойства – методом чтения свойства (read).

В описании класса перед именем свойства записывают слово property (свойство). После имени свойства указывается его тип, затем – имена методов, обеспечивающих доступ к значению свойства. После слова read указывается имя метода, обеспечивающего чтение свойства, после слова write – имя метода, отвечающего за запись свойства.

Ниже приведен пример описания класса TPerson, содержащего два свойства: Name и Address.

type
TName = string [15]; TAddress = string[35];
TPerson = class // класс
private
FName: TName; // значение свойства Name
FAddress: TAddress; // значение свойства Address
Constructor Create(Name:Tname);
Procedure Show;
Function GetName: TName;
Function GetAddress: TAddress;
Procedure SetAddress(NewAddress:TAddress);
public
Property Name: Tname // свойство Name
read GetName; // доступно только для чтения
Property Address: TAddress // свойство Address
read GetAddress // доступно для чтения
write SetAddress; // и записи
end;

В программе для установки значения свойства не нужно записывать инструкцию применения к объекту метода установки значения свойства, а надо записать обычную инструкцию присваивания значения свойству. Например, чтобы присвоить значение свойству Address объекта student, достаточно записать:

student.Address: = 'С.Петербург,
ул.Садовая 21, кв.3';

Компилятор перетранслирует приведенную инструкцию присваивания значения свойству в инструкцию вызова метода:

student.SetAddress('С.Петербург,
ул.Садовая 21, кв.3');

Внешне применение свойств в программе ничем не отличается от использования полей объекта. Однако между свойством и полем объекта существует принципиальное отличие: при присвоении и чтении значения свойства автоматически вызывается процедура, которая выполняет некоторую работу.

В программе на методы свойства можно возложить некоторые дополнительные задачи. Например, с помощью метода можно проверить корректность присваиваемых свойству значений, установить значения других полей, логически связанных со свойством, вызвать вспомогательную процедуру.

Оформление данных объекта как свойства позволяет ограничить доступ к полям, хранящим значения свойств объекта: например, можно разрешить только чтение. Для того чтобы инструкции программы не могли изменить значение свойства, в описании свойства надо указать лишь имя метода чтения. Попытка присвоить значение свойству, предназначенному только для чтения, вызывает ошибку времени компиляции. В приведенном выше описании класса TPerson свойство Name доступно только для чтения, а свойство Address – для чтения и записи.

Установить значение свойства, защищенного от записи, можно во время инициализации объекта. Ниже приведены методы класса TPerson, обеспечивающие создание объекта класса TPerson и доступ к его свойствам.

// конструктор объекта TPerson
Constructor TPerson.Create(Name:TName);
begin
FName: = Name; end;
// метод получения значения свойства Name
Function TPerson.GetName;
begin
Result: = FName; end;
// метод получения значения свойства Address
function TPerson.GetAddress;
begin
Result: = FAddress; end;
// метод изменения значения свойства Address
Procedure TPerson.SetAddress(NewAddress:TAddress);
begin
if FAddress =' '
then FAddress: = NewAddress;
end;

Приведенный конструктор объекта TPerson создает объект и устанавливает значение поля FName, определяющего значение свойства Name.

Инструкции программы, обеспечивающие создание объекта класса TPerson и установку его свойства, могут быть, например, такими:

student: = TPerson.Create('Иванов');
student.Address: = 'ул. Садовая, д.3, кв.25';
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.