Иллюстрированный самоучитель по бухгалтерскому учету

Встречные проверки: права и обязанности налогоплательщика

Когда встречная проверка неправомерна

Налогоплательщику следует знать, что не всякая встречная проверка правомерна. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган имеет право истребовать у лица, которое не проверяется им, документы и информацию только в том случае, если данная процедура осуществляется в рамках камеральной или выездной проверки другого лица.

Иными словами, если в отношении ваших контрагентов не производится ни встречная, ни выездная проверка, то налоговый орган не вправе требовать от вас предоставления документов, связанных с деятельностью этого контрагента.

К сожалению, о факте проведения проверки контрагента или факте ее отсутствия лицо, в отношении которого осуществляется встречная проверка, может ничего не знать, как может не знать о проводимой в отношении него проверки сам контрагент (так, например, решение о проведении камеральной проверки вообще не выносится налоговым органом в письменном виде, соответственно даже ваш контрагент может не знать, что его "камералят").

Из этого правила есть исключение, предусмотренное пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ: налоговый орган имеет право вне рамок каких-либо проверок требовать предоставления документов в отношении конкретных сделок у ее сторон в случае обоснованной необходимости. Это означает следующее.

Во-первых, учитывая, что критериев понятия обоснованной необходимости в НК РФ нет, любые встречные проверки могут считаться необходимыми (даже если такой необходимости на самом деле нет, так как доказывать обратное в суде будет чрезвычайно сложно).

Во-вторых, истребовать информацию можно только относительно конкретных сделок, то есть с указанием конкретных договоров и их сторон, а не в отношении всей деятельности налогоплательщика в целом. В противном случае встречные проверки просто парализовали бы хозяйственную деятельность любого налогоплательщика.

В-третьих, информация может быть истребована только у тех лиц, которые располагают соответствующей информацией о сделке. Встречные проверки в отношении лица, не имевшего никакого отношения к сделкам, которые "расследуются" налоговиками, неправомерны.

Если в отношении налогоплательщика осуществляется встречная проверка, особое значение имеет тот факт, какими именно документами она оформляется. Согласно пункту 3 статьи 93.1 НК РФ встречные проверки должны сопровождаться поручением об истребовании документов (информации), подаваемым налоговым органом, проводящим камеральную или выездную проверку в налоговый орган, в котором на учете состоит лицо, у которого в рамках проверки документы (информация) истребуются. Поручение должно либо содержать указание на вид контрольного мероприятия либо – при истребовании сведений о конкретной сделке – ее идентификационные признаки.

Внимание!
Встречные проверки должны оформляться не только требованиями о предоставлении документов. К таким требованиям должны прилагаться копии вышеуказанных поручений. Отсутствие копии поручения в качестве приложения к требованию о предоставлении документов, по сути, означает, что встречная проверка незаконна
.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.