Множественное наследование в C++
Объявление Person в качестве виртуального базового класса для Republican и Quaker имеет и еще одно преимущество. Предположим, что нам нужно сделать так, чтобы класс Republican_Quaker отдавал предпочтение стилю поведения квакеров, а все другие были индифферентны к вопросам войны и мира и следовали линии поведения, определенной классом Person. Тогда, поскольку Person является виртуальным базовым классом, можно заставить доминировать Quaker::speak)) над Person::speak)) для класса Republican_Quaker (листинг 7.5).
Листинг 7.5. Файл nixon.h. Объявление классов, версия 4.
class Person public: Person)) {}; virtual ~Person)) {}; virtual void speak)){ cout " "Beer";} class Republican: virtual public Person public: Republican)) {}; virtual ~Republican)) {}; class Quaker: virtual public Person public: Quaker)) {}; virtual ~Quaker() {}; virtual void speak)) { cout " "Peace";} class Republican_Quaker: public Republican, public Quaker public: Republican_Quaker() {}; virtual "Republican_Quaker() {}; }
При создании языка C++ преследовалась цель не усложнять механизм множественного наследования по сравнению с единственным и разрешать все неоднозначности на стадии компиляции [Stromtrup, 1977]. В этом существенное различие между C++ и SmallTalk. В последнем такого рода конфликты разрешаются на стадии выполнения программы. Это также отличается и от метода, основанного на списке предшествования классов, который используется в CLOS. Кроме того, в языке CLOS конфликта имен, подобного тому, который мы наблюдали с классом Person, быть просто не может, поскольку все базовые классы с одинаковыми именами считаются идентичными.
Таким образом, за высокую эффективность языка C++ приходится платить, тщательно продумывая передачу свойств и поведения от классов родителей к производным классам с учетом всех нюансов функционирования механизма наследственности в C++.
В этом отношении C++ напоминает свой прототип – язык С, который требует гораздо более близкого знакомства с работой компьютера, чем язык LISP, поскольку позволяет напрямую обращаться к памяти компьютера, манипулировать адресами, формировать собственный механизм выделения памяти и т.д. Какую стратегию предпочесть – зависит от индивидуальных предпочтений разработчика, но если главным требованием к продукту является высокая производительность, то чем большими возможностями управления ресурсами обладает разработчик, тем лучше, тем более эффективную программу можно создать.
Суммируя все сказанное о языке C++, отметим, что он вполне может послужить базовым программным инструментом для создания экспертных систем. Если потребуется интерпретатор порождающих правил, то можно либо разработать его самостоятельно (хотя это и далеко не тривиальная задача), либо воспользоваться одним из имеющихся на рынке, которые допускают внедрение в среду C++. Если вам удастся избежать описанных выше сложностей в реализации множественного наследования, вы сможете в полной мере воспользоваться многочисленными преимуществами этого языка – проверкой статических типов, разделением между закрытым и общедоступным наследованием, множеством средств защиты данных от случайных изменений.