Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы

Средства формирования пояснений

  • Формирование пояснений на основе знаний

    Существуют две причины, которые побуждают разработчиков экспертных систем делать их по возможности "прозрачными" для пользователя. Под прозрачностью при этом понимается способность системы объяснить пользователю, почему принято именно такое решение, вследствие каких рассуждений система пришла к тому или иному выводу.
  • Подсистема формирования пояснений в MYCIN

    Модуль формирования пояснений в экспертной системе MYCIN (о ней шла речь в главе 3) автоматически вызывается по завершении каждого сеанса консультаций.
  • Формирование пояснений в системах, производных от MYCIN. Формирование пояснений на основе фреймов.

    Вряд ли для кого-нибудь является секретом, что по мере увеличения размеров базы знаний в экспертной системе проблемы понимания ее поведения, оперативного наблюдения и корректировки поведения нарастают как, снежный ком (см., например, [Davis, 1980, b]).
  • Организация вывода пояснений в системе CENTAUR

    Первый вариант реализации системы PUFF, который был выполнен на основе оболочки EMYCIN (см., например, [Aikins et al., 1984]), оказался вполне работоспособным в том смысле, что хорошо справлялся с решением проблем в своей области, но схема представления знаний в нем не совсем удовлетворила разработчиков по следующим причинам.
  • Использование мультимедийного интерфейса для формирования пояснений

    Те примеры, которые мы рассматривали выше, базируются на самых непритязательных диалоговых средствах, предоставляющих пользователю информацию в текстовом виде и в таком же виде принимающих от него информацию.
  • Формирование пояснений и автоматическое программирование. Автоматическое программирование в системе XPLAN.

    В этом разделе будет рассмотрен достаточно радикальный подход к формированию пояснений в экспертных системах, который предполагает представление соответствующих знаний в явной форме и хранение их отдельно от знаний, необходимых для решения проблем в предметной области.
  • Проект Explainable Expert Systems

    Свотаут обратил внимание на проблему "компьютерных артефактов" в тех средствах формирования пояснений, которые использовались в ранее разработанных экспертных системах. Под такими артефактами он подразумевал те аспекты выполнения вычислений, которые связаны не с лежащей в основе системы моделью предметной области, а с программной реализацией алгоритмов самого нижнего уровня.
  • Планирование текстов пояснений и модели пользователей в PEA

    Помимо совершенствования базы знаний и явного представления структуры целей, для формирования пояснений необходимо также иметь определенный план выполнения этой процедуры. Мур отказался от идеи использования сценариев или шаблонов поясняющих текстов по следующим причинам [Moore, 1995].
  • Перспективы дальнейших исследований методов формирования пояснений

    В главе 13 мы обсуждали, как используется технология иерархического построения и проверки гипотез для факторизации большого пространства решений и построения обширных баз знаний в системе INTERNIST. Иерархический подход к методике решения проблем имеет и другие достоинства, в частности прозрачность поведения программы с точки зрения пользователя и гибкость управления этим поведением.
  • Рекомендуемая литература. Упражнения.

    Читателей, интересующихся историей разработки модели пользователя, мы отсылаем к сборникам [Sleeman and Brown, 1982] и [Poeson and Richardson, 1988]. | Довольно обширная подборка статей, касающихся проблематики интерфейса с пользователем; представлена в сборнике [Maybury, 1993].
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.