-
Существуют две причины, которые побуждают разработчиков экспертных систем делать их по возможности "прозрачными" для пользователя. Под прозрачностью при этом понимается способность системы объяснить пользователю, почему принято именно такое решение, вследствие каких рассуждений система пришла к тому или иному выводу.
-
Модуль формирования пояснений в экспертной системе MYCIN (о ней шла речь в главе 3) автоматически вызывается по завершении каждого сеанса консультаций.
-
Вряд ли для кого-нибудь является секретом, что по мере увеличения размеров базы знаний в экспертной системе проблемы понимания ее поведения, оперативного наблюдения и корректировки поведения нарастают как, снежный ком (см., например, [Davis, 1980, b]).
-
Первый вариант реализации системы PUFF, который был выполнен на основе оболочки EMYCIN (см., например, [Aikins et al., 1984]), оказался вполне работоспособным в том смысле, что хорошо справлялся с решением проблем в своей области, но схема представления знаний в нем не совсем удовлетворила разработчиков по следующим причинам.
-
Те примеры, которые мы рассматривали выше, базируются на самых непритязательных диалоговых средствах, предоставляющих пользователю информацию в текстовом виде и в таком же виде принимающих от него информацию.
-
В этом разделе будет рассмотрен достаточно радикальный подход к формированию пояснений в экспертных системах, который предполагает представление соответствующих знаний в явной форме и хранение их отдельно от знаний, необходимых для решения проблем в предметной области.
-
Свотаут обратил внимание на проблему "компьютерных артефактов" в тех средствах формирования пояснений, которые использовались в ранее разработанных экспертных системах. Под такими артефактами он подразумевал те аспекты выполнения вычислений, которые связаны не с лежащей в основе системы моделью предметной области, а с программной реализацией алгоритмов самого нижнего уровня.
-
Помимо совершенствования базы знаний и явного представления структуры целей, для формирования пояснений необходимо также иметь определенный план выполнения этой процедуры. Мур отказался от идеи использования сценариев или шаблонов поясняющих текстов по следующим причинам [Moore, 1995].
-
В главе 13 мы обсуждали, как используется технология иерархического построения и проверки гипотез для факторизации большого пространства решений и построения обширных баз знаний в системе INTERNIST. Иерархический подход к методике решения проблем имеет и другие достоинства, в частности прозрачность поведения программы с точки зрения пользователя и гибкость управления этим поведением.
-
Читателей, интересующихся историей разработки модели пользователя, мы отсылаем к сборникам [Sleeman and Brown, 1982] и [Poeson and Richardson, 1988]. | Довольно обширная подборка статей, касающихся проблематики интерфейса с пользователем; представлена в сборнике [Maybury, 1993].