Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы

Формирование пояснений в системах, производных от MYCIN. Формирование пояснений на основе фреймов.

Кроме того, правила, относящиеся к предметной области, в свою очередь, разделены на четыре класса.

  • Причинные правила связывают симптомы и гипотезы через сеть симптомов и категорий заболеваний.
  • Запускающие правила связывают данные с гипотезами и таким образом обеспечивают построение прямой цепочки рассуждений. Когда активизируется правило этого типа, соответствующая гипотеза помещается в дифференциал.
  • Правила данные/гипотезы также связывают данные с гипотезами, но распространяются они только на те гипотезы, которые уже включены в дифференциал.
  • Правила отображения представляют такие операции, как ограничение данных, например "если пациент мужчина, то отбросить возможность беременности".

Процитированное ниже метаправило представляет общую стратегию поведения системы, которая заключается в том, что выискиваются данные, отличающие две текущие гипотезы, например данные, которые подтверждают правдоподобность одной гипотезы, но никак не связаны с другой.

METARULE397

ЕСЛИ: В дифференциале имеются два элемента,
 которые отличаются какими-либо характеристиками заболевания,
 ТО: Задать вопрос, который позволит выяснить отличие этих заболеваний.

Таким образом, использованный в MYCIN глобальный режим управления, организующий обратную цепочку логического вывода, заменен в NEOMYCIN выполнением метаправил, которые полностью определяют поток управления в программе. Это значительно более радикальный способ использования метаправил, чем тот, который имел место в MYCIN.

Упорядоченный набор метаправил выполнения определенных задач можно рассматривать как своего рода метауровневую архитектуру, в которой задачи и подзадачи соответствуют целям и подцелям на метауровне. Метаправила представляют собой методы достижения абстрактных целей, например "сформировать вопросы", а уже правила предметного уровня задают конкретные вопросы. Вместо того чтобы формировать суждения об отдельных фрагментах информации, метаправила представляют общую стратегию манипулирования информацией.

В дополнение к правилам, которые запрашивают конкретные данные у пользователя, в NEOMYCIN существуют и правила, управляющие процессом опроса пользователя. Эти правила цитируются при формировании пояснения, почему пользователю был задан конкретный вопрос.

Другой вариант модернизации системы MYCIN был осуществлен в 1970-х годах и вылился в создание системы CENTAUR [Aikins, 1983]. В этой программе (см. главу 13) используется смешанное представление знаний, заимствованных из ранее созданной экспертной системы PUFF, предназначенной для диагностики легочных заболеваний. В архитектуре системы CENTAUR фреймы (см. главу 6) и порождающие правила (см. главу 6) объединены таким образом, что это значительно упрощает формирование пояснений.

Формирование пояснений на основе фреймов

Вы уже имели возможность убедиться в том, что сформировать достаточно информативные пояснения, пользуясь только результатами трассировки активизированных правил, довольно сложно. Информация, содержащаяся в правилах, не несет достаточных сведений о контексте, в котором эти правила были активизированы. Фактически мы узнаем только о выполнении тех условий, которые явно специфицированы в активизированном правиле. Отсутствуют сведения о том, для какой задачи более высокого уровня потребовалось активизировать то или иное правило. Например, желательно знать, потребовалось ли это для подтверждения какой-либо гипотезы, или для принятия решения о выборе между конкурирующими гипотезами, или для запроса данных у пользователя и т.п.

В результате исследователи и разработчики экспертных систем в 1980-х годах задумались над тем, как объединить порождающие правила с фреймами, которые могли бы предоставить необходимую информацию о контексте. Во фреймах могут быть представлены важные отношения между данными и гипотезами, которые не нашли отражения в порождающих правилах. Кроме того, фреймы могут служить удобными контейнерами для поясняющих текстов. Когда в начале 1990-х годов в распоряжении программистов появились мультимедийные средства, фреймы стали использоваться для хранения не только поясняющих текстов, но и ссылок на сопутствующие изображения, например схемы, или даже на целые руководства в электронном виде.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.