Организация вывода пояснений в системе CENTAUR
Поскольку поведение программы по отношению к пользователю на каждом этапе зависит от смысла этого этапа, пользователю довольно легко разобраться в логике рассуждений "консультанта". На каждой стадии процесса понятно, чего пытается добиться система и какой прототип активизирован. Поэтому разобраться в работе системы и инженеру, занимающемуся отладкой, и пользователю, обратившемуся за консультацией, значительно легче, чем в случае, когда приходится иметь дело с программой, не оснащенной дополнительными структурными элементами, присущими системе иерархических фреймов.
Подводя итог обсуждению возможностей программы CENTAUR, Эйкинс обратила внимание на то, что пользователю, для того чтобы правильно интерпретировать заключение, представленное программой, необходимо иметь четкое представление о смысле вопросов, которые задает программа, причинах, побудивших программу задавать именно такие вопросы, и механизме уточнения промежуточных заключений.
Эйкинс отметила наличие четырех принципиальных недостатков в том виде пояснений, которые формируются в программе EMYCIN.
- Пользователь вынужден следовать за цепочкой обратных рассуждений в процессе применения правил, а эта стратегия не свойственна тому способу логического вывода, который привычен для человека.
- Знания в правилах, используемых системой, могут быть неполными или недостаточно специфичными для того уровня детализации, который позволит пользователю проследить за очередностью применения правил.
- Знания, касающиеся контекста и режима управления, не выделяются на фоне прочих знаний о конкретной предметной области, т.е. отсутствует четкая граница между мета – и объектным уровнем знаний.
- Применение каждого очередного правила объясняет только последний заданный перед этим вопрос, поэтому теряется общий контекст рассуждений.
Система CENTAUR задает пользователю вопросы в том случае, когда ей не удается выделить необходимую информацию из правил или когда она нуждается в значениях параметров, помеченных в правилах маркером "ask-first" (сначала спроси). Вопросы, которые пользователь может задавать системе CENTAUR, по своему характеру напоминают вопросы "КАК" и "ПОЧЕМУ", которые возможны и при работе с системой EMYCIN, но они интерпретируются в зависимости от текущей стадии процесса консультации.
Так, вопрос "ПОЧЕМУ", заданный в контексте конкретного прототипа в ходе выполнения этапа формирования диагноза, будет интерпретироваться как "Почему рассматривается именно данный прототип?" Такой же вопрос на этапе просмотра исходных данных будет интерпретироваться по-другому: "Почему данный прототип подтверждается?" Система CENTAUR всегда предоставляет пользователю информацию о текущем прототипе, а потому пользователь всегда может ориентироваться, в каком контексте программа задает тот или иной вопрос.
Система CENTAUR включает в протокол формирования заключения не только список подтвержденных прототипов, но и множество дополнительной информации:
- данные, которые побудили ее рассматривать каждый прототип;
- данные, согласующиеся с каждым прототипом;
- данные, противоречащие каждому прототипу;
- данные, не принятые во внимание ни одним из прототипов.
Все данные, которые не были приняты во внимание ни одним из подтвержденных прототипов, перечисляются в итоговом протоколе. Туда же включаются и сведения о тех отвергнутых прототипах, которые учитывают эти данные. Это позволяет пользователю не упустить из виду как возможные ошибки системы (пробелы в знаниях), так и возможные ошибки в выполнении лабораторных анализов. Пользователь имеет возможность ознакомиться в итоговом протоколе не только с теми прототипами, которые программа сочла правдоподобными, но и с теми, которые она отвергла, посчитав, что они не подтверждаются имеющимися в ее распоряжении данными.
Из того краткого обзора, с которым читатель мог ознакомиться в этой главе, думаю, можно сделать вывод, к которому пришел и Кленси, – задачу формирования пояснений невозможно выделить в отдельный, достаточно автономный модуль экспертной системы. Предмет пояснений настолько связан со всеми остальными аспектами работы экспертной системы, что выделить его в отдельный компонент вряд ли кому-нибудь удастся. Мораль всей этой истории такова – о тех средствах, которые будут использованы для формирования пояснений, нужно начинать думать сразу же после начала проектирования экспертной системы, поскольку встроить их каким-либо образом в уже работающую или хотя бы наполовину спроектированную систему невозможно.