Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы

Рекомендуемая литература. Упражнения.

Читателей, интересующихся историей разработки модели пользователя, мы отсылаем к сборникам [Sleeman and Brown, 1982] и [Poeson and Richardson, 1988].

Довольно обширная подборка статей, касающихся проблематики интерфейса с пользователем; представлена в сборнике [Maybury, 1993].

В работах [Moore and Paris, 1993] и [Moore et al, 1996] суммируется опыт планирования диалога, приобретенный авторами в процессе разработки оболочки EES и экспертной системы PEA.

Читателям, интересующимся дескриптивными языками описания семантических сетей, мы советуем обратить внимание на язык LOOM, представленный в работе [MacGregor, 1991].

Упражнения

Упражнение 1
Почему в качестве пояснения процесса логического вывода пользователю недостаточно представить только результаты трассировки активизируемых правил?

Упражнение 2
Почему формирование пояснений в системах, основанных на порождающих правилах, упрощается, если разделить используемые правила на группы по назначению?

Упражнение 3
Какую помощь в формировании пояснений может оказать использование фреймов? С какой целью фреймы комбинируются с порождающими правилами?

Упражнение 4
Ниже представлена новая версия программы Assault-weapon (оружие нападения), которая была рассмотрена в главе 11. В этой версии программа задает пользователю вопросы об определенном виде оружия, а затем формирует пояснение, почему данный тип оружия относится (или не относится) к классу "оружие нападения" в соответствии с имеющимися в программе правилами. Программа состоит из двух частей: в первой уточняются характеристики модели оружия, а во второй формируется пояснение.

I) Разработайте правила, которые не представлены в приведенном ниже тексте программы. Указания, какие именно правила требуется разработать, выделены в комментариях в тексте программы.

;; Объявления (deftemplate gun
(field name (type SYMBOL))
(field model (type SYMBOL))
(field class (type SYMBOL) (default NIL))
(field action (type SYMBOL) (default NIL))
(field caliber (type FLOAT) (default 0.0))
(field capacity (type INTEGER) (default 0))
(field features (type SYMBOL) (default NIL))
)
(deftemplate assault-weapon
(field make (type SYMBOL))
(field model (type SYMBOL))
)
;; ПРАВИЛА
;; Общий случай
;; Любая полуавтоматическая
;; винтовка (semi-automatic rifle)
;; или охотничье ружье (shotgun) с емкостью
;; магазина более 5 патронов.
(defrule Parti
(gun (make?M) (model?N)
(class?CSrifle|shotgun) (action semi) (capacity?X&:(>?X 5))) ›
(assert (assault-weapon (make?M) (model?N)))
)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.