Видеокарта
Компьютер на одной плате – так с полным правом можно назвать, пожалуй, самое сложную и многофункциональную из входящих в состав компьютера плат.
Конечно же, речь идет именно о видеокарте.
Видеокарта для подключения в AGP-слот:
Работа с графикой – одна из самых трудных задач, которые приходится решать современному компьютеру. Сложные изображения, миллионы цветов и оттенков… Поэтому нет ничего удивительного, что для этой работы приходится устанавливать в компьютер фактически второй мощный процессор. Помните, в разделе, посвященном процессорам, мы говорили о специализированных "чипах-наместниках", "разгружающих" центральный процессор? Видеокарта – как раз первый и главный из таких "наместников", при выборе которого нужно быть особенно осторожным и внимательным.
Еще десять лет назад перечень обязательных функций видеокарт состоял только из одной позиции – работа с обычной (двухмерной) графикой. И именно исходя из быстроты и качества работы в 2D-режиме карточки и оценивались. Сегодня ситуация изменилась: все современные видеокарты способны быстро и качественно обрабатывать двухмерную графику и ждать каких-либо серьезных подвижек в этой области уже не стоит.
Сегодня при выборе видеокарты большинство пользователей в первую очередь обращает внимание на ее способности в работе с трехмерной графикой. Мысль о том, что это и есть самое главное достоинство видеокарты, с успехом вдалбливали в сознание пользователей три последних года, так что не стоит удивляться, что даже не интересующийся играми покупатель все чаще выбирает для своего компьютера модную (и дорогую) карту для игроманов. Не оснащенных же вожделенным 3D-ускорителем карт сегодня, увы, уже практически не выпускают.
Увы, пока что фантастическая мощь 3D-карт реально востребована только в компьютерных играх. И если ваш старший сын будет доказывать, что приобретение этой карты неизбежно, так как "без нее текстовый процессор не запускается", отнеситесь к его словам с небольшой долей скепсиса.
Создание объемного, реалистичного изображения – задача не простая (и с обычным-то 2D не каждая карта справляется "на пять"). Фактически, видеокарте приходится выполнять несколько сложных операций: строить "каркас" каждого трехмерного объекта, обшивать его подходящими кусочками изображения – текстурами, имитирующими листву, одежду, скалы, землю и т. д. А главное – быть готовой в любой момент, повинуясь желанию игрока, показать его с любой точки зрения: сверху, сбоку и иногда даже снизу! Причем набором нескольких основных "поз" тут не отделаешься – важно не просто показать объект с четырех сторон, но и – что самое сложное, воссоздать на экране его РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ. Сдвинулись вы на сантиметр – и трехмерный объект будет выглядеть несколько иначе. При этом видеокарта должна высчитывать не только две пространственные координаты для каждого пикселя, но и третью, которая характеризует удаленность объекта от наблюдателя.
Именно поэтому в памяти современной видеокарты отведена специальная зона для хранения и предварительного обсчета этих координат (Z-буфер). Но воссоздание объема – не самая сложная задача. Ведь даже самая объемная фигура будет выглядеть бледно и бесцветно, если не наложить на нее текстуру, т. е. просто раскрасить ее с помощью множества цветных объектов. Представьте, что у вас в руках некий болванчик-матрешка, на который вы можете нанести любой узор – от классической румяной толстушки до президента Путина. Как раз такой процесс и происходит в играх. Причем в реальном времени и весьма динамично.
Не забудем и об игровых спецэффектах, поддержку многих из которых реализует все та же видеокарта. Антиалиайсинг (Anti-Alaising) – аппаратное сглаживание контуров изображения, имитация тумана, пламени, рябь на водной глади, отражение в зеркале, тени и множество других. С частью этих эффектов может справиться и обычная видеокарта, но со всеми вместе… Помилуйте, это уж чересчур! Вот почему для поддержки игровых спецэффектов в процессор видеокарты все чаще встраивают специальный "блок трансформации и освещения" (T&L), который позволяет получить просто фантастическое качество игрового изображения, а заодно и удорожает карту на сотню долларов.
Наконец, еще один круг задач, которые призвана решать ваша видеокарта – обработка мультимедиа-информации. Многие карты сегодня поддерживают вывод изображения на телеэкран или, наоборот, прием изображения с внешнего источника – видеокамеры, видеомагнитофона или телевизионной антенны (эти операции выполняют соответственно видеовход и TV-тюнер). Кроме того, современной видеокарте приходится заниматься еще и декодированием "сжатого" видеосигнала, поступающего с дисков VideoCD или DVD.
Вот сколько задач ложится на маленький и хрупкий чип – главную микросхему любой видеокарты!