Звуковая карта
Частота оцифровки звука
Стереозвук высокого качества должен иметь частоту оцифровки не менее 44.1 кГц, именно этим параметрам должна соответствовать звуковая карта. Многие сегодняшние карты имеют частоту 48 кГц – хотя на практике такая особенность вам вряд ли пригодится. 44 кГц – вполне приличная частота оцифровки. Именно такая частота используется при записи CD-дисков.
Соотношение "сигнал-шум"
Попробуйте включить свой музыкальный центр "вхолостую", не ставя компакт-диск или кассету, и поверните на максимум ручку громкости. Шумит? Шумит. И это неизбежно даже на самой совершенной системе. Если шумит тихо – система хорошая. Если громко – что ж, вам не повезло… Соотношение "сигнал-шум" как раз и измеряет уровень этого "машинного шума" относительно уровня звукового сигнала, скажем, проигрываемой вами музыкальной записи. Это соотношение показывает, насколько уровень помех в звуковой карте слабее собственно звукового сигнала.
Минус 90 дБ и выше – уровень музыкального центра высокого качества. Увы, для большинства звуковых карт эта величина – на грани фантастики. И для того, чтобы карта была менее "шумной", ее изготовителям приходится прилагать немало усилий.
Насколько же "шумны" стандартные звуковые карты? Увы, чем дешевле карта, тем громче будет это противное шипение… "Сигнал-шум" большинства китайских поделок находится на уровне минус 50-60 дБ, а это значит, что навязчивое гудение из динамиков будет сопровождать вас постоянно. У "фирменных" карт это соотношение, разумеется, лучше – так, Creative заявляет о "базовом" для всех своих карт уровне в минус 75 дБ (хотя эту цифру считают преувеличенной все пользователи Sound Blaster'oв, обладающие более-менее острым слухом).
Многие новейшие модели звуковых карт, ориентированные на профессиональных музыкантов, имеют соотношение сигнал-шум, достигающее минус 100 дБ, однако стоят такие устройства, как правило, недешево.
Наличие полного дуплекса (full-duplex)
Этот показатель говорит о том, что ваша звуковая карта может и воспроизводить, и записывать звук ОДНОВРЕМЕННО. Особенно актуален этот режим для тех, кто собирается пользоваться Интернет-телефоном. Полнодуплексными являются практически все карты, выпущенные после 1998 года – а вот на некоторых дешевых китайских карточках этой возможности может и не быть.
Поддержка объемного 3D-звука
Трехмерное звучание вслед за трехмерной графикой все чаще заявляет о себе на рынке домашних устройств и того и гляди превратится в настоящий стандарт.
Впрочем, трехмерность трехмерности рознь: гордую наклейку с надписью "3D-sound" можно встретить сегодня даже на самых дешевых звуковых картах. Знайте, что во многих случаях речь идет всего-навсего о виртуальном "расширении стереобазы" ваших колонок, в результате чего звук действительно кажется несколько объемнее.
Настоящее трехмерное звучание – вещь довольно эффектная, но и сложная. Зайдите в любой современный кинотеатр, снабженный оборудованием для создания объемного звука, и вы поймете, что я имею в виду. Трехмерный звук, физически исторгаемый колонками, стоящими прямо перед вами, может зазвучать отовсюду: справа, слева и даже за вашей спиной! Звук действительно обволакивает вас, буквально швыряя вас в самый центр действия, разворачивающегося на вашем экране. Создание трехмерного звучания – работа, непосильная для простой звуковой карты. Как и в случае с 3D-изображением, этим занимается специальный процессор.
Стандартов "трехмерного" звучания существует сегодня великое множество. Перечислим лишь основные.
Microsoft Direct Sound 3D (DS3D) – одна из многочисленных составляющих программного комплекса DirectX, а заодно – и один из первых стандартов трехмерного звука вообще. Поддерживается практически всеми звуковыми картами с 3D-звуком и всеми играми, использующими возможности "объемного" звучания. Первоначально был рассчитан на две колонки, что не помешало впоследствии сторонним разработчикам доработать его под 4-колоночную систему.
A3D, "воплощенный" в картах на популярном чипе Vortex и его преемнике Vortex 2 от компании Aureal. Стандарты A3D и A3D2 первыми реализовали технологию "трехмерного" звучания на обычной двухколоночной системе, в отличие от Creative, изначально делавшей упор на четыре колонки. Популярность стандарта A3D и сегодня достаточно велика, несмотря на кончину самой фирмы Aureal, бренные останки которой приобрела в вечное пользование… все та же Creative! Сегодня первая версия A3D, подобно OpenGL в мире трехмерного видео, превратился в "отраслевой стандарт" и поддерживается многими независимыми производителями звуковых карт. Более совершенная модификация A3D 2.0 поддерживается только чипсетом Vortex 2, карты на основе которого, вследствие ухода с рынка Aureal, сегодня практически исчезли с рынка. Но, в том случае, если они попадутся вам на глаза, не спешите проходить мимо: достоинства A3D 2.0 сомнений не вызывают ни у кого. Назовем лишь одну характеристику: A3D 2.0 умеет работать с 16 параллельными звуковыми потоками одновременно, а в дополнение к ним – с 64 потоками отраженного звука!
ЕАХ (Environmental Audio extensions) – стандарт, разработанный лидером мультимедиа-технологий Creative Labs на основе упоминавшегося выше DS3D. Первоначально не пользовался особой популярностью из-за ориентации на "квадро" – четырехколоночные системы, однако после ухода с рынка Aureal пользователи волей-неволей вынуждены делать ставку на оставшегося лидера. Сегодня первую модификацию ЕАХ, как и A3D 1.0, поддерживает большинство звуковых карт и чипов, а вот более совершенные версии ЕАХ 2.0 и ЕАХ 3.0 остаются в монопольном владении Creative и поддерживаются только картами семейства Sound Blaster Live! Последние версии ЕАХ умеют работать с десятками видов эха, отраженных звуков, моделировать искажения звука при "столкновении" с различными препятствиями и прохождении сквозь них… Были бы уши для того, чтобы оценить всею эту красоту!
SensauraJD – стандарт, продвигаемый одноименной компанией. На сегодня его поддерживают практически все карты производителей "второго эшелона" – Yamaha, ESS и многие другие. К сожалению, при всей перспективности этой технологии и большими планами ее разработчиков на будущее Sensaura3D поддерживает куда меньше игр, чем, скажем, ЕАХ. К счастью, все звуковые карты (например, построенные на основе чипов Yamaha, ESS Canyon 3D), поддерживающие этот стандарт, заодно поддерживают и полный пакет других "открытых" стандартов – DS3D, ЕАХ 1.0 и A3D.
Какой стандарт лучше и чем именно – открытый вопрос. И сегодня покупатели звуковых плат оказываются перед непростым выбором – сделать ставку на самый мощный и раскрученный стандарт, приобретая карты от Creative, или отдаться на милость нахальных новичков, приобретая карты с целым букетом стандартов.
Наличие цифровых входов/выходов S/PDIF, предназначенных для качественного ввода звука в компьютер с профессиональной звуковоспроизводящей аппаратуры (например, с проигрывателей минидисков) и наоборот, для записи подготовленной в компьютере фонограммы на тот же минидиск – неотъемлемый атрибут профессиональных звуковых карт. Впрочем, эти сугубо специализированные устройства в последнее время все чаще, непонятно зачем, стали помещать и на дешевые массовые модели. Тон задала Creative со своей AWE64 Gold, ну а потом началась настоящая эпидемия. Поверьте, если вы не профессионал, вам ЭТО действительно не нужно.