Иллюстрированный самоучитель по устройству компьютера

Звуковая карта

Частота оцифровки звука

Стереозвук высокого качества должен иметь частоту оцифровки не менее 44.1 кГц, именно этим параметрам должна соответствовать звуковая карта. Многие сегодняшние карты имеют частоту 48 кГц – хотя на практике такая особенность вам вряд ли пригодится. 44 кГц – вполне приличная частота оцифровки. Именно такая частота используется при записи CD-дисков.

Соотношение "сигнал-шум"

Попробуйте включить свой музыкальный центр "вхолостую", не ставя компакт-диск или кассету, и поверните на максимум ручку громкости. Шумит? Шумит. И это неизбежно даже на самой совершенной системе. Если шумит тихо – система хорошая. Если громко – что ж, вам не повезло… Соотношение "сигнал-шум" как раз и измеряет уровень этого "машинного шума" относительно уровня звукового сигнала, скажем, проигрываемой вами музыкальной записи. Это соотношение показывает, насколько уровень помех в звуковой карте слабее собственно звукового сигнала.

Минус 90 дБ и выше – уровень музыкального центра высокого качества. Увы, для большинства звуковых карт эта величина – на грани фантастики. И для того, чтобы карта была менее "шумной", ее изготовителям приходится прилагать немало усилий.

Насколько же "шумны" стандартные звуковые карты? Увы, чем дешевле карта, тем громче будет это противное шипение… "Сигнал-шум" большинства китайских поделок находится на уровне минус 50-60 дБ, а это значит, что навязчивое гудение из динамиков будет сопровождать вас постоянно. У "фирменных" карт это соотношение, разумеется, лучше – так, Creative заявляет о "базовом" для всех своих карт уровне в минус 75 дБ (хотя эту цифру считают преувеличенной все пользователи Sound Blaster'oв, обладающие более-менее острым слухом).

Многие новейшие модели звуковых карт, ориентированные на профессиональных музыкантов, имеют соотношение сигнал-шум, достигающее минус 100 дБ, однако стоят такие устройства, как правило, недешево.

Наличие полного дуплекса (full-duplex)

Этот показатель говорит о том, что ваша звуковая карта может и воспроизводить, и записывать звук ОДНОВРЕМЕННО. Особенно актуален этот режим для тех, кто собирается пользоваться Интернет-телефоном. Полнодуплексными являются практически все карты, выпущенные после 1998 года – а вот на некоторых дешевых китайских карточках этой возможности может и не быть.

Поддержка объемного 3D-звука

Трехмерное звучание вслед за трехмерной графикой все чаще заявляет о себе на рынке домашних устройств и того и гляди превратится в настоящий стандарт.

Впрочем, трехмерность трехмерности рознь: гордую наклейку с надписью "3D-sound" можно встретить сегодня даже на самых дешевых звуковых картах. Знайте, что во многих случаях речь идет всего-навсего о виртуальном "расширении стереобазы" ваших колонок, в результате чего звук действительно кажется несколько объемнее.

Настоящее трехмерное звучание – вещь довольно эффектная, но и сложная. Зайдите в любой современный кинотеатр, снабженный оборудованием для создания объемного звука, и вы поймете, что я имею в виду. Трехмерный звук, физически исторгаемый колонками, стоящими прямо перед вами, может зазвучать отовсюду: справа, слева и даже за вашей спиной! Звук действительно обволакивает вас, буквально швыряя вас в самый центр действия, разворачивающегося на вашем экране. Создание трехмерного звучания – работа, непосильная для простой звуковой карты. Как и в случае с 3D-изображением, этим занимается специальный процессор.

Стандартов "трехмерного" звучания существует сегодня великое множество. Перечислим лишь основные.

Microsoft Direct Sound 3D (DS3D) – одна из многочисленных составляющих программного комплекса DirectX, а заодно – и один из первых стандартов трехмерного звука вообще. Поддерживается практически всеми звуковыми картами с 3D-звуком и всеми играми, использующими возможности "объемного" звучания. Первоначально был рассчитан на две колонки, что не помешало впоследствии сторонним разработчикам доработать его под 4-колоночную систему.

A3D, "воплощенный" в картах на популярном чипе Vortex и его преемнике Vortex 2 от компании Aureal. Стандарты A3D и A3D2 первыми реализовали технологию "трехмерного" звучания на обычной двухколоночной системе, в отличие от Creative, изначально делавшей упор на четыре колонки. Популярность стандарта A3D и сегодня достаточно велика, несмотря на кончину самой фирмы Aureal, бренные останки которой приобрела в вечное пользование… все та же Creative! Сегодня первая версия A3D, подобно OpenGL в мире трехмерного видео, превратился в "отраслевой стандарт" и поддерживается многими независимыми производителями звуковых карт. Более совершенная модификация A3D 2.0 поддерживается только чипсетом Vortex 2, карты на основе которого, вследствие ухода с рынка Aureal, сегодня практически исчезли с рынка. Но, в том случае, если они попадутся вам на глаза, не спешите проходить мимо: достоинства A3D 2.0 сомнений не вызывают ни у кого. Назовем лишь одну характеристику: A3D 2.0 умеет работать с 16 параллельными звуковыми потоками одновременно, а в дополнение к ним – с 64 потоками отраженного звука!

ЕАХ (Environmental Audio extensions) – стандарт, разработанный лидером мультимедиа-технологий Creative Labs на основе упоминавшегося выше DS3D. Первоначально не пользовался особой популярностью из-за ориентации на "квадро" – четырехколоночные системы, однако после ухода с рынка Aureal пользователи волей-неволей вынуждены делать ставку на оставшегося лидера. Сегодня первую модификацию ЕАХ, как и A3D 1.0, поддерживает большинство звуковых карт и чипов, а вот более совершенные версии ЕАХ 2.0 и ЕАХ 3.0 остаются в монопольном владении Creative и поддерживаются только картами семейства Sound Blaster Live! Последние версии ЕАХ умеют работать с десятками видов эха, отраженных звуков, моделировать искажения звука при "столкновении" с различными препятствиями и прохождении сквозь них… Были бы уши для того, чтобы оценить всею эту красоту!

SensauraJD – стандарт, продвигаемый одноименной компанией. На сегодня его поддерживают практически все карты производителей "второго эшелона" – Yamaha, ESS и многие другие. К сожалению, при всей перспективности этой технологии и большими планами ее разработчиков на будущее Sensaura3D поддерживает куда меньше игр, чем, скажем, ЕАХ. К счастью, все звуковые карты (например, построенные на основе чипов Yamaha, ESS Canyon 3D), поддерживающие этот стандарт, заодно поддерживают и полный пакет других "открытых" стандартов – DS3D, ЕАХ 1.0 и A3D.

Какой стандарт лучше и чем именно – открытый вопрос. И сегодня покупатели звуковых плат оказываются перед непростым выбором – сделать ставку на самый мощный и раскрученный стандарт, приобретая карты от Creative, или отдаться на милость нахальных новичков, приобретая карты с целым букетом стандартов.

Наличие цифровых входов/выходов S/PDIF, предназначенных для качественного ввода звука в компьютер с профессиональной звуковоспроизводящей аппаратуры (например, с проигрывателей минидисков) и наоборот, для записи подготовленной в компьютере фонограммы на тот же минидиск – неотъемлемый атрибут профессиональных звуковых карт. Впрочем, эти сугубо специализированные устройства в последнее время все чаще, непонятно зачем, стали помещать и на дешевые массовые модели. Тон задала Creative со своей AWE64 Gold, ну а потом началась настоящая эпидемия. Поверьте, если вы не профессионал, вам ЭТО действительно не нужно.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.