Звуковая карта
Любая звуковая карта имеет дело с двумя основными форматами компьютерного звука: цифровой (WAV-формат) и синтезированный (MIDI). Следовательно, в ее конструкции есть два основных элемента, отвечающих за работу с этими видами: цифроаналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП/АЦП) и синтезатор. Разумеется, на плате располагаются и другие элементы, например, микросхема, отвечающая за обработку (компрессию и декомпрессию) "сжатого" звука, специализированный чип, отвечающий за объемное 3D-звучание (имеется на немногих картах), а иногда – и модуль спецэффектов…
Цифровой звук можно сравнить с фотографией. Это – точная цифровая копия музыки, человеческой речи и любого другого звука; принцип воспроизведения такого звука звуковой картой похож на принцип работы магнитофона. В этом случае звуковая карта лишь переводит "цифровой" звук в привычную нам "аналоговую" форму. Возможно и обратное – аналогово-цифровое преобразование: оно происходит при записи в компьютер звука от внешнего источника.
Цифровой звук – основной стандарт компьютерного звука сегодня. Именно оцифрованный звук вы слышите, играя в игры, слушая компакт-диск или просматривая мультимедиа-энциклопедию. Для работы с ним подходит большинство имеющихся на рынке звуковых карт – не только изделия фирмы Creative, такие как Sound Blaster Live!, но и звуковые карты других производителей, таких как Guillemot, Turtle Beach, Yamaha, ESS или Diamond…
Теперь поговорим о другой составляющей – о синтезированном звуке (MIDI). Если цифровой звук мы сравнивали с фотографией, то синтезированный (MIDI) звук можно уподобить конструкции, собираемой из стандартных блоков. "Блоки" – это, проще говоря, звуки, сыгранные определенным инструментом.
При воспроизведении MIDI-музыки на звуковую карту идет не цифровой сигнал, который она просто тупо пропускает через себя, а своеобразный поток команд, типа: "Сыграй мне ноту "ля" гобоем. А теперь – "си" на скрипке". И вот ваша звуковая карта в поте лица конструирует вам из посланного компьютером кода какую-нибудь мелодию.
И делает это каждая карта по-разному. Существуют два основных метода воспроизведения MIDI-звука – с помощью "частотного синтеза" (FM) или "волновой таблицы" (Wavetable).
Уфф… Понимаю, дорогие гуманитарии, что многих из вас я уже отпугнул обилием этих специфических терминов: "проверять алгеброй гармонию" – задача неблагодарная…. Но на самом деле все очень просто.
FM-синтез (частотный синтез) – это героическая, но безуспешная попытка вашей звуковой карты заменить собой целый оркестр. Звуки, исторгаемые такой картой, очень далеки от звучания реальных инструментов. Фактически карта с FM-синтезом и понятия не имеет о всяких там реальных инструментах – она "знает" лишь их слабые подобия: каждый инструмент описан как совокупность нескольких FM (частотных) генераторов простых частот, для каждой из которых задана амплитуда, частота, фаза и куча других параметров. По сути, FM-карта просто выполняет команды типа "сыграй-ка мне звук такой-то частоты и тональности". Поэтому слушать MIDI-музыку на такой карте – значит не щадить собственные нервы. К числу карт, имеющих в своем арсенале только FM-синтез, можно отнести практически все 18А-"бластеры" низшей ценовой группы, включая Creative Sound Blaster 16, большинство карт на чипе ESS и т. д.
Сегодня такие карты отжили свой век, стандарт РС99 неумолимо требует наличия на компьютере звуковых карт более совершенного типа, оснащенных "волновой таблицей" (Wavetable).
Если вы уловили здесь аналогию с цифровым (Wave) форматом звука, описанным выше, вам приз за догадливость. Общность тут действительно есть. Ведь что такое "таблица волн"? Это – своего рода банк, где хранятся оцифрованные образцы звучания реальных инструментов. И поэтому при воспроизведении MIDI-музыки хитрая карточка не пытается изображать из себя Большой симфонический оркестр, а просто лезет в свой "банк" и проигрывает мелодию, пользуясь реальными, оцифрованными звуками. Банки эти могут занимать десятки и даже сотни мегабайт – и звучание MIDI-файла в этом случае будет очень трудно отличить от игры реального оркестра.
Еще несколько лет назад именно MIDI-музыка занимала едва ли не главенствующее положение на ПК – в этом формате создавались целые коллекции, MIDI-музыкой озвучивали игры. Однако сегодня, в эпоху объемных жестких дисков и совершенных методов компрессии цифрового звука (таких как популярный стандарт МР3), MIDI оказалась на задворках истории. Сохраняют ей верность лишь музыканты, поскольку творить музыку удобнее всего именно в MIDI.
Популярный MIDI-файлы и среди любителей караоке. Отсутствие голоса в фонограмме в этом случае – скорее достоинство, чем недостаток… А популярность пения под фонограмму в нашей стране за последние годы возросла колоссально. Жаль, что увлекаются этим милым искусством не только слушатели, но и сами артисты…
Форм-фактор
В 1998 году на рынке звуковых карт произошла настоящая революция: после многолетней ориентации на древний слот ISA видеокарты плавно перешли на более скоростной слот PCI. И сегодня практически все звуковые карты для домашних пользователей выпускаются именно в этом форм-факторе. Верность "длинному" слоту ISA сегодня сохраняют лишь немногие производители звуковых карт для профессионалов…
Отличие PCI от ISA – не просто в типе слота и даже не в скорости. Благодаря способностям PCI-слота производителям звуковых карт удалось кардинально улучшить способности своих детищ в воспроизведении как цифрового, так и синтезированного звука. Более того – вследствие перехода на PCI резко (в несколько раз) снизилась стоимость звуковых карт, которые смогли избавиться от ряда дорогостоящих деталей.
Но главное преимущество в другом: PCI-карты не нуждаются в собственной оперативной памяти для размещения "звуковых банков", необходимых для воспроизведения MIDI-музыки. Эти банки хранятся в… стандартной оперативной памяти компьютера! Понятно, что для качественного MIDI-синтеза необходимо, чтобы свободной оперативной памяти в вашем ПК было не меньше 16-32 Мбайт – именно такой объем занимает хороший музыкальный "банк". Обычно проблема со свободной памятью исчезает, если на вашем ПК установлено более 256 Мбайт "оперативки" – что в общем-то соответствует сегодняшнему стандарту домашнего компьютера.