Учет выбытия материалов
Основной задачей бухгалтерского учета материалов при их выбытии в результате продажи, списания, передачи безвозмездно и др. является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия материалов.
Первичными документами, подтверждающими продажу материалов и служащими основой для отражения ее в бухгалтерском учете, являются:
- накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) с приложением договора купли-продажи;
- счет-фактура на проданные материалы;
- документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;
- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.
При продаже организацией материалов юридическим и физическим лицам цена их продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.
При продаже материалов их стоимость по договорным ценам, включая налог на добавленную стоимость, учитывается по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Учетная стоимость материалов списывается со счета 10 "Материалы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91-2 "Прочие расходы").
Финансовый результат от продажи материалов, выявленный на счете 91 "Прочие доходы и расходы", ежемесячно списывается со счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов") в кредит счета 99 "Прибыли и убытки".
Для целей бухгалтерского учета поступления от продажи материалов относятся к операционным доходам.
Расходы, связанные с продажей материалов, относятся к операционным расходам.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет с выручки от продажи материалов, отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и дебету субсчета 91-2 "Прочие расходы".
Расходы, связанные с продажей материалов, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.