Введение
В книге обсуждаются проблемы обработки растровой графики в среде самого популярного и мощного редактора Photoshop. Как следует из названия, основное внимание уделяется технологии компьютерной графики, т. е. воспроизводимым методам обработки изображений, дающим сходные результаты при соблюдении одинаковых или близких внешних условий.
Для кого предназначена эта книга? В издательском деле существует емкая формула, которая адресует публикацию специалистам и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждаемом предмете. Эта формулировка полностью применима в данном случае. Для работы с книгой требуется минимальная подготовка в области растровой графики, знакомство с интерфейсом редактора и знание базовых операций обработки изображений. Иными словами, издание рассчитано на пресловутый средний уровень подготовки читателей, который объединяет всех заинтересованных: от сведущих новичков до деквалифицировавшихся профессионалов.
По своему исполнению это не сборник готовых рецептов, издание такого направления едва ли возможно в растровой графике. Тем не менее автор старался дать такое описание методов обработки изображений, которое в максимальной степени приближается к точности и определенности технологических инструкций. Везде, где это возможно по условиям задачи, приводятся точные числовые значения настроечных параметров. Самые важные операции снабжены поясняющими иллюстрациями.
Книга состоит из шести глав. В первой рассматриваются теоретические основы оцифровки и практические аспекты обработки оригиналов на планшетном сканере. Подробно обсуждаются вопросы выбора оптимального разрешения сканирования.
Очень быстро, на глазах одного поколения, произошли революционные изменения в технологии подготовки цветных изображений. Ранее прецизионный цвет был прерогативой профессиональных систем допечатной подготовки и графических рабочих станций. В наше время множество высококачественных публикаций готовятся к печати на персональных компьютерах, поэтому проблема управления цветом стала массовой. Современные технические и программные средства дают возможность удовлетворительного решения значительной части проблем с цветом. Во второй главе обсуждаются вопросы использования систем управления цветом, проблемы профилирования и калибровки периферийных устройств.
Третья глава посвящена проблемам технической ретуши. Удаление артефактов (пыли, царапин, сколов) – это повседневная работа множества практикующих дизайнеров. Пользователями накоплен огромный опыт по борьбе с дефектами и загрязнениями цифровых изображений. Разработаны технически оснащенные методики ретуши, выходящие далеко за пределы тривиальной обработки клонирующим штампом. Наиболее интересные из них рассматриваются в этой главе.
Нарушение тонового баланса и плохая контрастность – это типичная проблема множества растровых изображений. От этого дефекта страдают не только полутоновые фотографии; ему подвержены изображения любого жанрового направления и цветовой гаммы. В четвертой главе рассматриваются различные методы настройки тона и повышения контраста. Вместе с классической техникой растяжения тонового диапазона при помощи инструментов Levels и Curves обсуждаются более современные методы, не получившие широкого распространения среди практикующих ретушеров.
В пятой главе рассматривается техника цветовой коррекции. Приводятся примеры практического использования всех основных инструментов и средств обработки цвета в редакторе.
Последняя, шестая глава посвящена технике цифрового монтажа. Этот самый большой по объему раздел книги включает в себя описание основных приемов построения цифровых композиций в растровом редакторе. Обсуждаются способы создания теней и искусственных источников света, типичные операции с изображениями человеческих лиц и фигур.
Большая часть примеров и методик книги не привязана к конкретным изданиям редактора. Их может воспроизвести пользователь, работающий с любой версией программы, начиная с пятой. Особо оговариваются те редкие случаи, когда используются специфические средства, не представленные во всех релизах. Главным образом это относится к новым инструментам, впервые появившимся в Photoshop CS.
В начале этого года в компьютерном сообществе было замечено некоторое волнение. Появились слухи о скором выходе новой версии редактора Photoshop. Первые неверные шепотки сменились твердой уверенностью – новый релиз появится не позже осени этого года. Подготовка новых продуктов такого уровня проходит обычно в обстановке строгой секретности. Все информационные утечки контролируются и служат для поддержания высокого градуса общественного интереса к будущему продукту. Недолгое ожидание, скрашенное обсуждением домыслов и разбором предположений, закончилось официальным анонсом фирмы Adobe.
Всех заинтересованных ожидало множество сюрпризов, а самый заметный из них тянет на небольшую сенсацию. В компьютерной индустрии сложилась устойчивая традиция обозначать номерами очередные версии и редакции программных продуктов. Эта практика коренным образом отличается например, от автомобилестроения, где почти каждая марка авто имеет свое официальное имя или прозвище, данное широкими водительскими массами. Наблюдатели, предваряя событие, уверенно окрестили грядущее издание пакета как Photoshop 8. Ломая привычные установления, он появился под длинным именем Photoshop Creative Suite, или Photoshop CS, с использованием краткого, но выразительного постфикса.
Все творческие люди знают, как трудно придумать запоминающийся слоган или броский заголовок. Видимо принимая это обязывающее наименование, фирма Adobe хотела подчеркнуть незаурядный творческий потенциал нового средства и надеется на долгую жизнь пакета на сверхдинамичном рынке программных продуктов.
Какие технические нововведения вошли в состав последнего издания пакета? В официальной спецификации упоминается несколько десятков средств и команд, которые позиционируются фирмой-разработчиком как новинки или существенные улучшения. Еще рано судить о том, как сообщество компьютерных графиков примет предложенные новации. Окончательную оценку им может вынести только совокупный опыт пользователей программы. Перечислим основное.