-
Важнейшей характеристикой любого изображения является его тон. Даже новичку в области цифровой фотографии известны такие понятия, как тоновый диапазон, тональность или тоновый баланс образа. Фотография, цифровое изображение, картинка, отпечатанная типографским способом, могут быть светлыми, темными или иметь сбалансированное сочетание областей света и тени.
-
Гистограммы – это двумерный график распределения тонов в изображении. Большая часть программ редактирования растровой графики и многие развитые программы сканирования позволяют строить и анализировать подобные объекты.
-
Все, что касается гистограмм и их обработки, не менялось в редакторе уже много лет. Казалось, что этот раздел растровой графики обладает авторитетом музейного экспоната и незыблемостью основных правил арифметики.
-
Гистограммы дают наглядное графическое представление уровней яркостей картинки. На основе этой информации можно оценить качество изображения и составить предварительный план корректировочных работ. Рассмотрим несколько типичных случаев. | На рис.
-
Чтобы правильно оценить изображение и выбрать тактику ретуширования, требуются точные данные о числовых значениях тонов изображения. Даже тщательно откалиброванный монитор способен дать лишь предварительное, качественное представление об удельном весе бликов, теней и полутонов.
-
Инструмент Levels (Уровни) позволяет внести масштабные коррективы в полутоновое изображение. С помощью этого средства можно выполнить перераспределение уровней яркости изображения, растянуть тоновый диапазон, настроить тени, светлые и средние тона. Это нелинейное средство тоновой коррекции.
-
Настройка тонов, заключающаяся в выборе на оригинале граничных и средней точки тонового диапазона, – это самая старая и проверенная техника, которую (без преувеличения) можно назвать классической. | Рассмотрим черно-белую фотографию одного из каналов старого Петербурга (см. рис. 4.18).
-
Информационная нагрузка различных фрагментов изображения и их влияние на восприятие целостного образа могут существенно различаться. Видимо, в каждой фотографии или рисунке можно выделить центральные элементы композиции, находящиеся в "смысловом фокусе" изображения, и второстепенные детали, не оказывающие заметного влияния на его оценку.
-
Если изображение имеет плотное и равномерное распределение точек по тоновым интервалам, то поиск черного и белого эталона при помощи пипеток и палитры Info может стать весьма непростым делом. Временное использование корректирующего слоя Threshold (Изогелия) может существенно упростить процедуру локации самых светлой и темной точек изображения.
-
Самым мощным средством тоновой коррекции программы Photoshop является команда Curves (Кривые). С ее помощью можно выполнить самые сложные работы по настройке яркости и контраста изображения, провести цветовую коррекцию оригинала, изменить вклад отдельных цветовых каналов и многое другое.
-
Не надо быть профессионалом в области цифровой фотографии, чтобы оценить снимок, показанный на рис. 4.36. Можно выдвинуть предположение, что это изначально неплохое по качеству фото пострадало от воздействия прямых солнечных лучей. Оригинал выцвел и поэтому потерял контраст.
-
Все слои, с которыми оперирует редактор, обладают различными режимами наложения (Blending mode). Только при выборе самого простого режима, который называется в программе Normal, верхние слои перекрашивают или перекрывают нижние.
-
Наложение слоев в режиме Multiply используется обычно для восстановления очень светлых, передержанных или сильно выцветших, блеклых изображений. В руководствах, посвященных работе с пакетом Photoshop, эффект от применения этого режима обычно сравнивают с наложением двух одинаковых слайдов друг на друга.
-
Использование режима наложения Screen (Осветление) позволяет добиться осветления оригинала со значительным сдвигом в область темных тонов. | Способ расчета результирующих яркостей точек здесь немного более громоздкий, чем для режима Multiply.
-
Рассмотренными примерами не исчерпывается корректирующий потенциал режимов наложения. Так, смешиванием точек соседних слоев в режимах Overlay (Перекрытие), Soft Light (Мягкий свет), Hard Light (Жесткий свет) можно значительно повысить контраст изображения. Приведем их краткое описание.
-
Все рассмотренные ранее методики относятся к числу средств глобальной тоновой коррекции. С разной силой, но они воздействуют на все точки оригинала, выполняя перераспределение уровней яркостей во всем тоновом диапазоне.
-
В работах начинающих фотографов часто встречается одна типичная ошибка – темная центральная, ключевая часть композиции, расположенная на светлой сцене заднего плана. Фотография, представленная на рис. 4.54, демонстрирует этот дефект совершенно отчетливо.
-
В практике цифрового ретуширования довольно часто встречаются оригиналы, требующие вмешательства только в одной части тонового диапазона. Локальная коррекция такого типа может стать непростой задачей, требующей для своего решения точного построения масок сложной формы.
-
В арсенале программы есть специальные средства, предназначенные для выполнения локальной тоновой коррекции: инструменты Dodge (Осветлитель), Burn (Затемнитель) и Sponge (Губка). Все они представляют собой программные метафоры физических средств и технических приемов, которые широко применяются в классической фотографии для тонирования оригиналов.
-
Согласно точному энциклопедическому толкованию термина экспозиция – это произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения, которое в фотографии принято называть выдержкой.
-
Некоторые фотоносители и фотографические аппараты имеют тенденцию к чрезмерному осветлению изображений. Подобной склонностью отличаются многие цифровые камеры и позитивные слайды, выполненные на некоторых видах пленки фирмы Kodak. | Потенциал пакета Photoshop велик, но небезграничен.
-
Рассмотрим еще один способ исправления фотографии, снятой со значительной ошибкой экспозиции. Молодые кошки – это существа редкого, очарования и грации. Очередное доказательство этого утверждения дает фотография, показанная на рис. 4.68.
-
При съемке с сильным боковым источником света могут получиться фотографии с непрерывным переходом тонов, у которых темные или светлые области соединяются с фрагментами со сбалансированным распределением тонов. | Исправление таких оригиналов – это традиционно трудная задача;
-
Рассмотрим еще один пример на тему тоновой коррекции с использованием сложной градиентной маски. На рис. 4.74 показана выцветшая фотография, требующая для своего исправления создания сложной градиентной маски. | Этот оригинал нуждается в значительном улучшении контраста.
-
Все рассмотренные в данной главе методики и приемы за редким исключением, предназначены для обработки полутоновых изображений, т. е. оригиналов, которые представлены в градациях серого. Какие изменения в алгоритмы тоновой коррекции может внести цветная природа снимка или скана?
-
Команда Shadow/Highlight (Тень/Свет) предназначена для коррекции темных и светлых областей цветных и полутоновых изображений. Это новое средство, вошедшее в состав Photoshop CS, продолжает линию высокоавтоматизированных средств обработки, которая начата инструментами Healing Brush и Patch Tool, дебютировавшими в седьмой версии редактора.