Коррекция тонов по эталонным точкам
Информационная нагрузка различных фрагментов изображения и их влияние на восприятие целостного образа могут существенно различаться. Видимо, в каждой фотографии или рисунке можно выделить центральные элементы композиции, находящиеся в "смысловом фокусе" изображения, и второстепенные детали, не оказывающие заметного влияния на его оценку. Правильная стратегия ретуши обязана учитывать эту семантическую неоднородность, которая дает возможность усилить фрагменты центрального плана за счет потери второстепенных деталей на периферии образа.
Рассмотрим фотографию одного из храмов столицы Карелии – города Петрозаводска, показанную на рис. 4.23. Беглая визуальная оценка показывает, что снимок далек от идеала и нуждается в серьезных изменениях. Основные симптомы – некоторый сдвиг в область светлых тонов, оторванный угол и паразитные точки и пятна, образовавшиеся вследствие небрежного хранения снимка.
Гистограмма (см. рис. 4.24), напротив, показывает полное благополучие – изображение имеет неплохую общую контрастность и использует весь доступный тоновый диапазон. Но это благополучие мнимое. Самая темная часть шкалы яркостей заполнена за счет оторванного кусочка фотографии, который при сканировании получил абсолютно черный цвет. Вклад этого фрагмента в распределение тонов учитывать не следует, поскольку он будет удален в процессе технической ретуши. Высокий пик в области светлых тонов дают точки белой кирпичной кладки. Геометрия гистограммы не дает оснований для точного выбора черной и белой точек. В данном случае следует ориентироваться на изображение оригинала и найти в нем самые светлые и самые темные фрагменты, имеющие смысловую нагрузку.
На заметку
Старые снимки часто не дают подсказки о правильном распределении тонов или цветовых решениях. В процессе ретуши подобных объектов приходится привлекать дополнительную информацию, опираться на зрительную память или использовать аналоги и прецеденты.
Рис. 4.23. Фотография церкви
Рис. 4.24. Распределение тонов фотографии