Исправление экспозиции
Согласно точному энциклопедическому толкованию термина экспозиция – это произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения, которое в фотографии принято называть выдержкой. Экспозиция представляет собой измеритель объема освещенности, получаемого фотоматериалом при воздействии на него светового потока. Более точно – это произведение освещенности на время его освещения. Если на светочувствительную эмульсию фотографического материала попало мало света, то в результате получится темное изображение. Такие фотооригиналы принято называть недоэкспонированными или недодержанными. Они отличаются тусклыми красками в светлых областях, отсутствием ярких фрагментов и общим сдвигом в темную часть спектра.
Избыточное облучение светом способно привести к чрезмерной засветке изображения, когда теряются детали в области светлых тонов и выхолащивается его общая цветовая картина. Такие фотографии называются обычно передержанными или переэкспонированными. Эти недостатки, с которыми, вероятно, сталкивается каждый практикующий фотолюбитель, могут быть вызваны ошибками процесса проявки и некачественными или неправильно выбранными реактивами. Некоторые фотопленки, цифровые камеры и фотоаппараты имеют тенденцию давать отличные от нормы снимки, с устойчивым сдвигом в сторону света или тени.
Итак, от правильно выбранной экспозиции зависит точность и полнота отображения деталей оригинала на фотоматериале. В этом отношении экспозиция тесно связана с такой характеристикой изображения, как тоновый баланс, или тональность. Эту связь можно уподобить отношению между намерением и его выполнением – иногда наши намерения выполняются полностью. Гораздо чаще исполнение оказывается на большой дистанции от чистоты первоначального замысла.
Для исправления экспозиции сканированных фотооригиналов применяется весь обширный арсенал средств тоновой коррекции, которым располагает Photoshop. Напомним основные ресурсы, предназначенные для настройки тонового баланса: команды Levels (Уровни) и Curves (Кривые), наложение слоев в режимах Multiply (Умножение), Screen (Осветление), Overlay (Перекрытие), Hard Light (Жесткий свет), Soft Light (Мягкий свет), инструменты Dodge (Осветлитель), Burn (Затемнитель), Sponge (Губка) и некоторые другие.
Коррекция недодержанных снимков
На рис. 4.62 представлен образец с типичными для недодержанных снимков признаками: блеклые полутона, преобладание теней над светами, недостаток деталей в области светлых тонов.
Рис. 4.62. Пример недоэкспонированного изображения
Реставрация существенно недодержанных фотографий – это всегда трудная задача. Исправление такого недостатка требует радикальной коррекции тонового распределения, но резкое и несбалансированное воздействие на оригинал способно внести в его структуру значительные визуальные искажения.
Рис. 4.63. Расстановка цветовых датчиков