Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop CS

Сканирование штриховой графики

Как и в большинстве ситуаций, задачу выбора рационального разрешения сканирования лучше решать с конца. Будем считать, что изображение предназначено для просмотра на экране. В этом случае обработка черно-белого оригинала как полутонового (в режиме Grayscale) становится почти неизбежным делом. В самом деле, разрешение современных мониторов не превосходит 150 dpi, а для самых популярных экранных размеров оно значительно меньше этого максимального предела. При такой незначительной плотности только редкие изображения будут свободны от видимых ступенек на границах областей и линий. Особенно сильно потеря качества отражается на текстовых фрагментах сканированных изображений. Границы букв теряют свою гладкость и как бы разлохмачиваются, что особенно заметно на символах большого размера, выполненных курсивом. Если обработать оригинал в режиме Grayscale, то сканер захватит точки промежуточных тонов, которые сгладят резкие переходы между черными и белыми областями (см. рис. 1.14).

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop CS › Практическое сканирование › Сканирование штриховой графики
Рис. 1.14. Текстовый фрагмент, сканированный в режимах Grayscale и Line Art

Несмотря на загрязнения фона полутонового варианта, более гладкая кромка букв и резерв повышения качества делают его выбор более предпочтительным.

На рис. 1.14 показаны два варианта одной книжной обложки, оцифрованных в режимах Line Art и Grayscale и с одинаковым разрешением. Оригинал специально расположен под углом, чтобы спровоцировать появление ступенек на границах букв. Пример показывает, что верхний образец, оцифрованный с учетом полутонов, имеет более мягкий, сглаженный контур букв. Если черно-белый вариант не поддается дальнейшему усовершенствованию, то полутоновая версия может быть значительно улучшена средствами растрового редактора. Простой настройкой тонового баланса можно убрать серый фон, а при помощи фильтров группы Sharpen (Резкость) увеличить четкость букв.

Существует немного практических ситуаций, когда требуется обрабатывать штриховую графику в ее природном, черно-белом варианте. Этого, например, требуют некоторые программы распознавания символов (OCR), работа с факсимильными сообщениями часто диктует выбор этого режима. Именно так следует обрабатывать текстовые документы, предназначенные для вывода на лазерный или струйный принтер.

При выводе на печать черно-белых изображений принтеру нет необходимости использовать алгоритмы полутонового растрирования или псевдосмешения. Печатные версии изображений получаются напрямую, нанесением черных точек тонера или красителя на соответствующие позиции бумажного листа. Поскольку нет полутонов и цветовых переходов, то печатающее устройство не имитирует растры или стохастические узоры, а работает, так сказать, "в полную силу", по принципу взаимнооднозначного соответствия пикселов и печатных точек.

Из этого утверждения можно сделать очень важный вывод. Разрешение сканирования объектов штриховой графики, предназначенных для вывода на печать, должно совпадать с разрешением печати. Если изображение будет отпечатано с разрешением 600 dpi, то его следует оцифровать с той же плотностью. Печать с разрешением 1200 dpi диктует выбор такого же высокого разрешения сканирования. Если изображение будет выводиться на профессиональное печатающее оборудование, обладающее очень высокими техническими характеристиками, то для соблюдения соответствия разрешений можно воспользоваться интерполяцией (если сканер не обладает столь высокими оптическими характеристиками).

При определенных условиях принцип соответствия разрешений и требование повышения плотности оцифровки могут противоречить друг другу. Пусть, например, требуется отпечатать документ с обширными текстовыми фрагментами на лазерном принтере с максимальным разрешением 300 dpi. Если ориентироваться только на выбранное устройство печати, то для сканирования оригинала следует задать плотность, равную 300 dpi. С другой стороны, такое разрешение сканирования может оказаться недостаточным для получения текста высокого качества.

Если принять решение об обработке черно-белого оригинала как полутонового объекта (т. е. в режиме Grayscale), то можно избежать многих ловушек такого типа. Программы распознавания символов очень критичны к типу объектов, предлагаемых для обработки. Лучшие результаты дает распознавание страниц, сканированных в режиме Line Art с разрешением 300 dpi. Если страница содержит проблемные фрагменты (загрязненные или поврежденные области, мелкий текст и т. п.), то для спешного распознавания они нуждаются в предварительной обработке. Такие образцы следует сканировать с учетом полутонов, затем передать в растровый редактор, средствами которого выполнить подготовительные мероприятия, необходимые для результативного распознавания.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.