Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop CS

Сервисные процедуры

Настройка цветопередачи сканера

Цветное изображение, его оцифрованная версия на экране монитора и отпечатанный на струйном принтере дубликат должны выглядеть одинаково. Это утверждение, которое для новичка является самоочевидной нормой, искушенным пользователем воспринимается как привлекательная теоретическая доктрина, которая реализуется на практике только в исключительных случаях. Первый опыт сканирования рассеивает иллюзорные представления о всемогуществе современной техники. Обычно экранный вариант лишь отдаленно напоминает оригинал по своим цветовым характеристикам. Чтобы добиться приблизительного согласования цветов, следует проделать большую работу по настройке системы цветопередачи типичной связки устройств, состоящей из сканера, монитора и принтера.

Проблема адекватного представления цветов является комплексной. Ее нельзя решать отдельно для разных этапов технологического цикла обработки изображения: сканирования, редактирования, верстки, печати и др. Любые автономные мероприятия обречены на неудачу или в лучшем случае на полууспех.

С развитием виртуального издательства печать становится необязательным этапом жизненного цикла, поэтому можно упростить задачу и рассмотреть проблему соответствия оцифрованной версии изображения и его оригинала. Когда лучше решать проблему корректной цветопередачи – на стадии сканирования или редактирования? Мнения компьютерного сообщества по этому поводу разделились. Действительно, корректная оцифровка избавляет от необходимости глубокой обработки изображения на этапе редактирования. С другой стороны, средствами мощного растрового редактора можно исправить любые искажения, внесенные на этапе сканирования. Рассмотрим аргументы за и против.

  • Обработка полноцветного изображения в редакторе, например в Photoshop, может потребовать значительных вычислительных ресурсов. Размер графического файла оцифрованного изображения зависит от габаритов обрабатываемой области и глубины цвета. Обычно это несколько десятков мегабайт, при определенном сочетании параметров оцифровки он может достигать нескольких сотен мегабайт. Еще несколько лет назад обработка файлов такого размера была доступна только самым мощным графическим рабочим станциям. В наше время эта задача под силу компьютеру с уровнем технической оснащенности, немного превышающим средний.
  • Качественная настройка цветопередачи сканера – это сложная задача, успешность решения которой зависит от множества обстоятельств. В частности, в комплект поставки сканера должны входить все необходимые программные и аппаратные средства настройки цветопередачи. Прежде всего это эталонные изображения, отпечатанные с высоким качеством, цветовые профили, программные средства управления цветовыми профилями и пр. Подобное оснащение поставляется обычно со сканерами профессионального класса, и только некоторые производители (например, Agfa, Microtek, Umax) комплектуют средствами цветокалибровки приборы полупрофессионального уровня. Сканеры среднего уровня часто не обладают даже элементарными средствами настройки уровней черной и белой точек и инструментами корректировки градационных кривых. Это делает профанацией все попытки решить задачу качественной настройки цветопередачи таких приборов. Для их владельцев остается единственный путь – обработка изображения средствами растрового редактора.
  • Большая часть современных растровых редакторов поддерживает глубину цвета 8 двоичных разрядов на канал. Среди немногих исключений редактор Photoshop, который позволяет работать с 16-битовой глубиной цвета. Но в этом режиме возможности программы существенно ограниченны, поскольку недоступны многие средства обработки изображений. Для современных сканеров 12 бит на канал является нижней границей. Нет никаких сомнений в том, что в недалеком будущем весь парк современного сканерного оборудования будет работать с глубиной цвета 16 бит на канал. Сканирование с такой высокой глубиной позволяет снять с оригинала намного больше графических данных. Результирующее изображение будет иметь больше различимых деталей, особенно в самых светлых и темных областях оригинала. Цветовая и тоновая коррекция – это всегда компромисс, когда цветовая достоверность достигается за счет некоторого тонового обеднения изображения. Коррекция 48-битового изображения на этапе сканирования в меньшей степени обедняет изображение, чем обработка его 24-битовой версии на этапе редактирования.

Цифровая обработка цвета – это слишком сложная тема, ее невозможно изложить в рамках одного раздела без значительных изъятий. Этой проблеме посвящается вся следующая глава книги. В данном разделе кратко обсудим основные "болевые точки" цветовой калибровки сканеров.

Цветовая система – это язык описания цвета со своими правилами и словарем. Обмены между устройствами, работающими в одной цветовой системе, иногда напоминают знакомую с детства игру в "испорченный телефон". Сканер и монитор "разговаривают на одном языке", но произносят слова с ошибками. Монитор и печатающее устройство общаются как иностранцы, поскольку они описывают цвет в разных системах – на разных языках. Иногда даже переводчик высочайшей квалификации не в состоянии передать все идиоматические и фразеологические нюансы языка. Если коммуникативные проблемы в человеческом общении решаются за счет избыточности лексической системы, жеста и мимики, то для точного воспроизведения цвета должны использоваться специальные технические средства.

В цифровой полиграфии и компьютерной графике такие средства объединяются в систему управления цветом (Color Management System, CMS). Целью CMS является обеспечение устойчивого воспроизведения цвета на всех этапах технологической подготовки цветного печатного издания. В настоящее время применяется несколько систем управления цветом. На платформе Windows система управления цветом называется Image Color Management (ICM), на платформе Macintosh – Color Sync.

Сердцевиной любой системы управления цветом являются профили, спецификация которых предложена международным консорциумом по цвету (International Color Consortium, ICC). Они описывают поведение устройств, например принтеров, сканеров, мониторов, при работе с цветными изображениями. Роль профилей можно сравнить со словарями, которые помогают понять друг друга устройствам, говорящим на разных "языках представления цвета".

Некоторые виды оборудования, например высококачественные сканеры и профессиональные мониторы, снабжаются профилями от фирм-производителей. Существует несколько интернетовских сайтов www.colorsync.com), содержащих профили наиболее популярных марок компьютерного оборудования: мониторов, сканеров, диапроекторов, принтеров, фотонаборных автоматов. Создание профиля могут выполнять специальные программы-профайлеры, например Magic Match фирмы Umax или программа ColorTune, разработанная фирмой Agfa, известная утилита Adobe Gamma фирмы Adobe и др. Так или иначе, любое профилирование заключается в измерении реакции устройства на некоторое эталонное воздействие.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.