Главная панель
Все команды, представленные на главной панели (рис. 1.4), делятся на четыре тематические группы: обслуживание документа, работа с буфером обмена, обработка объектов и вызов палитр и панелей.
Рис. 1.4. Главная панель
Служебные команды
Первые пять кнопок главной панели предназначены для вызова служебных команд, реализующих основные файловые функции. Это команды New (Новый), Open (Открыть), Save (Сохранить), Import (Импортировать), Print (Печать). Кроме того, эти команды представлены в разделе File (Файл) главного меню программы и поддерживаются клавиатурными сокращениями. Команде New (Новый) соответствует комбинация CTRL + N, Open (Открыть) – CTRL +O, Save (Сохранить) – CTRL + S, Import (Импортировать) – CTRL + R, Print (Печать) – CTRL + P.
Команды буфера обмена
Напомним, что буфер обмена – это область памяти, отведенная в операционной системе Windows для хранения промежуточных данных. Информация, занесенная в буфер, доступна для любого приложения, работающего под управлением Windows, в течение сеанса работы с системой. Буфер обычно используется для обмена данными между программами и размножения оригиналов.
При работе с буфером обмена следует помнить о том, что:
- Каждый новый объект, помещенный в буфер, заменяет его содержимое;
- После Окончания работы с системой содержимое буфера пропадает.
Кнопки запускают команды буфера обмена Cut (Вырезать), Copy (Копировать) и Paste (Вставить).
Команда Cut вырезает помеченную часть документа и переносит ее в буфер обмена, Copy записывает в буфер копию помеченного объекта, оставляя оригинал неизменным. Команда Paste помещает содержимое буфера в рабочее поле программы.
Важно
Содержимое буфера обмена программа FreeHand всегда вставляет в середину видимой части монтажного стола. Многие программы используют другое соглашение – они помещают содержимое буфера в исходное положение.
Команды Cut, Copy и Paste можно выполнить также из раздела Edit (Редактирование) главного меню. При интенсивной работе с буфером можно воспользоваться клавиатурными эквивалентами команд: Cut (Вырезать) запускается по нажатию CTRL + X, Copy (Копировать) – CTRL + C и Paste (Вставить) – CTRL + V.
Вызов палитр и панелей
Любую управляющую палитру или панель можно вывести на экран при помощи соответствующей команды раздела Window главного меню. Некоторые палитры содержат специализированные средства и настройки, потребность в которых возникает достаточно редко. В то же время существуют палитры, без которых не обходится работа даже над самым простым документом. Они представлены кнопками на главной панели.
- Кнопка выводит на экран палитру для поиска графических объектов.
- Кнопка выводит на экран палитру для выравнивания и распределения помеченных объектов.
- Кнопка выводит на экран палитру для трансформации графических объектов.
- Кнопка выводит палитру Object Inspector (Инспектор объектов). Эта палитра, без преувеличения, является наиболее актуальной при работе с FreeHand.
- Кнопка выводит на экран палитру для работы с зарегистрированными цветами документа.
- Кнопка вызывает палитру, предназначенную для синтеза новых цветов.
- Кнопка вызывает палитру для работы со слоями документа.
- Кнопка запускает интерактивную справку программы. Повторный щелчок по кнопке убирает раскрытую палитру с экрана.
Обработка объектов
На главной панели представлены кнопки для быстрого запуска некоторых важных операций над выделенными объектами.
- Кнопка запускает команду Group (Группировать). Эта команда превращает в группу несколько помеченных объектов.
- Кнопка запускает команду Ungroup (Разгруппировать). Эта команда разбивает группу на составляющие объекты.
- Кнопка запускает команду Join (Объединение), которая объединяет помеченные узлы кривых и контуров.
- Кнопка запускает команду Split (Разделение), которая разбивает помеченные узлы.
- Кнопка выполняет команду Lock (Запирание), которая фиксирует (запирает) помеченный объект. Запертый объект, не теряя своей видимости, становится защищенным от любых изменений.
- Кнопка выполняет команду Unlock (Отпирание). Эта команда делает запертый объект доступным для внесения изменений.
Отмена команд
FreeHand ведет протокол работы над публикацией и запоминает несколько последних действий, команд и настроек. Если решение пользователя оказалось ошибочным, то по протоколу можно восстановить одно из исходных состояний публикации. Возврат к предыдущему состоянию, или отмена команд, часто называется откатом. Глубина отката задается в настройках программы и не может превышать 100 шагов. Большая глубина требует больших ресурсов памяти для записи и хранения протокола работы программы.
Чтобы отменить последнее действие, надо щелкнуть мышкой по кнопке главной панели. Следующий щелчок отменяет предпоследнее действие или команду и т. д. Команда отмены имеет клавиатурный эквивалент – CTRL + Z и позицию в главном меню – Edit › Undo.
Отмена действия тоже может оказаться ошибкой и программа имеет специальную команду для отмены последней отмены. Это действие фактически означает повторное выполнение действия, которое аннулировано последним, поэтому соответствующая команда называется Redo (Повторение). Чтобы повторить последнее отмененное действие, можно воспользоваться командой Edit › Redo, клавиатурной комбинацией CTRL + Y и кнопкой главной панели с изображением перевернутой стрелки.
Команда File › Revert восстанавливает последнюю сохраненную версию документа. Команда не имеет ограничений на глубину отката. Текущее состояние может отделять от сохраненного последовательность команд и действий любой длины. Пусть требуется выполнить серию экспериментов с "изображением, последствия которых трудно предсказать. Перед началом рискованных операций документ следует сохранить, и, если опыты окончились неудачей, команда Revert позволит вернуться к исходному состоянию документа.