Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand

Из чего состоит рисунок

Любой документ FreeHand может содержать объекты четырех видов: линии, базовые формы, текстовые блоки и импортированные графические объекты. Линии и базовые формы иногда называют графическими или геометрическими примитивами. Из примитивов можно строить более сложные фигуры при помощи операций композиции (объединения, группирования, сваривания и т. п.). Геометрические примитивы описываются набором параметров. Основными параметрами являются: конфигурация примитива, его размеры, свойства граничного контура и свойства заливки (для замкнутых примитивов).

Все объекты на странице расположены стопкой, то есть они имеют третью пространственную координату. Самую верхнюю позицию в стопке занимает объект, созданный или добавленный в документ последним. Непрозрачные объекты могут закрывать объекты, расположенные ниже. Положением объекта в стопке можно управлять, добиваясь видимости его отдельных частей.

Линии

Линия – это основной строительный материал любого векторного рисунка. В программе применяются следующие типы линий: прямые, ломаные, кривые и сложные линии, состоящие из нескольких прямых или кривых сегментов. Последние три типа линий могут быть замкнутыми или незамкнутыми. Замкнутые линии можно заливать цветом или узором.

Необходимо отметить, что в англоязычной литературе по FreeHand, в руководстве фирмы Macromedia и в командах пакета для линий используется термин path, который обычно переводится на русский как путь, контур, маршрут. Среди отечественных пользователей утвердилась терминология пакета Corel Draw, в котором используются термины кривая и линия. Контурами будем называть открытые и замкнутые линии, состоящие из нескольких сегментов и опорных узлов.

Математической основой для рисования кривых во FreeHand является аппарат кривых Безье. Свое название кривые получили по имени французского инженера Пьера Безье (Pierre Bezier), который в 1960 году предложил математический метод описания кривых. Метод оказался компактным и удобным для задания формы кривой в диалоге с человеком. Уже первые программы векторного рисования взяли его на вооружение. В настоящее время он распространен повсеместно и используется для описания сложных кривых во всех векторных редакторах профессионального уровня.

Кривая Безье – это гладкая кривая, которая описывается полиномом третей степени. Для определения кривой достаточно задать координаты четырех точек. Две точки определяют ее расположение и называются опорными точками, узлами или вершинами. Две другие точки не лежат на кривой, они определяют вид управляющих элементов – касательных (иногда за внешнее сходство в использовании их называют рычагами). От длины и угла наклона касательных зависит форма кривой (рис. 1.14). Обычно можно менять оба параметра касательных, и для этого окончания касательных имеют специальные маркеры. Можно считать, что узлы представляют собой неподвижные шарниры, вокруг которых вращаются касательные. При повороте касательной, меняется кривизна и форма кривой Безье. При перемещении узлов кривая ведет себя как стержень из упругой и плотной резины. Она изгибается, сохраняя подобие формы. Касательная одного из узлов на рис. 1.14 имеет две управляющие точки. Но только одна из них определяет положение касательной, а другая служит для удобства ее вращения.

Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand › Рабочий стол и базовая техника программы › Из чего состоит рисунок
Рис. 1.14. Кривая Безье

Прямые линии и кривые Безье могут входить как сегменты в одну сложную линию. Такие составные линии будем называть контурами. В зависимости от положения в контуре, узлы делятся на группы: гладкие узлы (curve point), вершины (corner point) и соединительные узлы (connector point).

Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand › Рабочий стол и базовая техника программы › Из чего состоит рисунок
Рис. 1.15. Примеры узлов

  • Вершина служит для соединения отрезков прямых линий и определения положения прямой. Вершины, как правило, не имеют касательных. Помеченные вершины изображаются в виде прямоугольников.
  • Гладкий узел соединяет в контуре сегменты из кривых Безье. Такие соединения не имеют изломов. Поворачивая касательную, можно согласованно менять форму соседних сегментов. Выделенные гладкие узлы изображаются в виде небольших окружностей.
  • Соединительный узел представляет собой место стыка между прямым и кривым участками контура. Он имеет обычно одностороннюю касательную. Такие касательные не поворачиваются, можно менять только их линейные размеры. Помеченные соединительные узлы рисуются в виде маленьких треугольников.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.