Рисование ломаных. Рисование контуров с криволинейными фрагментами.
Ломаные – это частный случай контуров, поэтому их можно рисовать пером. Опорные точки ломаной представляют собой угловые узлы, которые устанавливаются щелчком инструментом Реn. Чтобы нарисовать ломаную линию, надо щелкнуть пером в начальной точке, указать щелчками все промежуточные точки и последний щелчок выполнить в конечной точке ломаной. Для рисования замкнутой линии конечная точка должна попасть в небольшую окрестность начальной точки. В этом случае программа автоматически объединяет узлы. Признаком попадания в искомую окрестность служит небольшой черный маркер снизу и справа от курсора. Рисование ломаной считается завершенным при замыкании линии и в том случае, если выбирается любой другой инструмент. Положение узлов отмеченной ломаной можно менять при помощи указателя.
Рисование контуров с криволинейными фрагментами
Рисование пером криволинейных фрагментов, положение и форма которых соответствуют поставленной задаче, часто вызывает определенные затруднения у начинающих пользователей FreeHand. Проблема состоит в том, что форма кривой Безье определяется и сама она становится видимой только после установки второго узла и касательной в нем. При этом форма кривой зависит и от параметров первого узла.
Значит, при установке первого узла и касательной следует представлять себе поведение будущей кривой. Для этого надо обладать некоторой интуицией, которая вырабатывается только практикой. Кроме того, использование клавиши ALT, которая при рисовании пером имеет очень большую функциональную нагрузку, может вызывать трудности.
Рассмотрим применение инструмента Реn на простом примере. Пусть требуется нарисовать пером контур цифры три (рис. 2.20).
- Выберите инструмент Реn;
- Щелкните пером в той точке монтажного стола, где должна находиться вершина 1, и поставьте опорную точку;
- Вершина 2 расположена на одной горизонтали с первой, а вершина 3 – под углом в 45 градусов., Удерживая клавишу SHIFT, щелчком отметьте точки с вершинами 2 и 3. После установки вершины 3 не отпускайте кнопку мыши;
- В третьей вершине сходятся прямой и криволинейный отрезки, поэтому эта вершина должна иметь одну исходящую касательную. Чтобы задать исходящую касательную, надо нажать ALT, потянуть мышь, придать касательной нужный наклон и длину и только после этого отпустить левую кнопку;
- Опорная точка 4 должна быть гладким узлом. Щелкните в том месте, где должен находиться четвертый узел и, не отпуская левой кнопки, потяните мышь. Из узла выдвинется двухсторонняя касательная. От геометрии кривой в окрестности четвертого узла в значительной степени зависит вид фигуры. Можно получить правильного форму этой части контура, не отпуская левой кнопки мыши. Для этого следует настроить параметры касательной и добиться нужного положения узла. Это можно сделать, чередуя движения мыши при нажатой или отжатой клавише CTRL. Отпустите левую кнопку после получения нужного результата;
- Пятый узел имеет одну входящую касательную. Начинаем рисовать пятый узел точно так же, как четвертый. Касательная в пятом узле должна быть горизонтальной, поэтому после появления касательной надо нажать клавишу SHIFT. После задания пятого узла как гладкого узла с горизонтальной касательной исходящую касательную надо удалить. Для этого, удерживая ALT, надо щелкнуть пером в пятом узле.
Техника работы с пером является достаточно сложной и может вызвать затруднения у новичка. Положение дизайнера, который для воспроизведения сложного объекта имеет только перо и три клавиши-модификатора, напоминает ситуацию, в которой находится мастер игры на балалайке. Без виртуозного владения инструментом и постоянных тренировок не удастся сыграть сложную партию на трех струнах или нарисовать пером затейливую виньетку.
К счастью, во многих случаях нет необходимости точно вычерчивать пером сложный контур. Программа предлагает несколько различных подходов и приемов для получения гладких контуров сложной формы. Например, можно набросать эскиз контура и отредактировать его форму с помощью указателя или инструмента Freeform. Хорошей альтернативой перу служит инструмент Bezigon.
Рис. 2.20. Представление цифры в виде кривой Безье