Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Запись

Например, вы создали в сэмплере многослойный инструмент, у которого при разной силе удара по клавише используются разные звуки (и правда ведь, сильный удар не просто громче, он иначе звучит; в качественных наборах сэмплов всегда учтено это обстоятельство). Так вот, параметр volume (громкость) никак не влияет на выбор звука, которым будет играть компьютер – влияет именно velocity.

Впрочем, при использовании обычных MIDI-звуков Vel+ влияет только на громкость. У каждой MIDI-ноты есть своя громкость – именно velocity, а не volume. Число, введенное в строке Vel+, прибавляется к громкости ноты.

Параметр Кеу+ предназначен для транспонирования партии – повышения или понижения нот на некоторое количество полутонов. Скажем, вам тяжело играть в тональности, где много черных клавиш, вы предпочитаете до-мажор и ля-минор, где все (или почти все) клавиши белые. А предстоит поработать с каким-нибудь ля-бемоль минором или ре-диез мажором. Вот вы и введете такое значение ключа, чтобы играть по-прежнему в своей любимой аппликатуре, а звучать при этом будет правильная тональность.

Дважды щелкните по Кеу+ и введите положительно число, чтобы поднять тональность, пли отрицательное – чтобы опустить. Например, ключ 3 поднимает тональность на три полутона: иы играете в до-мажоре, а звучит ре-диез. Ключ 12 поднимает звук ровно на октаву, а – 12 – на столько же опускает.

Кстати, меняя значение ключа клавишами [ и ], вы будете поднимать и опускать звук не на 10, а как раз на 12 полутонов.

Параметр Time+ задает для партии временной сдвиг. Нота начинает звучать раньше или позднее момента, в котором она должна бы заиграть по обычным правилам. Если написать тут – 100, то нота прозвучит на 100 тиков раньше (то есть па одну восьмушку), а если +100 – на восьмушку позднее.

Конечно, пользуются этим чаще всего не при записи, а позднее – при работе над композицией (если вообще пользуются!), но я уж расскажу прямо тут, раз зашла об этом речь.

Представьте себе, что вы поменяли тембр для данной партии, выбрали что-то очень красивое, но с очень длинным временем атаки – все остальные уже запели и заиграли, а этот красивый синтезаторный тембр еще только раскочегаривается. Все уже к следующей фразе перешли, а он предыдущую так и не выговорил! Вот тут вы и подберете такое отрицательное значение Time+, чтобы он заиграл тогда, когда все играют, а не на седьмые сутки.

Противоположный вариант: вы записывали партию в расчете на звук с достаточно медленной атакой, а потом заменили инструмент на другой, более быстрый. И он тут же начал выступать раньше всех, выпадая из стройной команды. Тогда вам понадобится подобрать положительный сдвиг, задержать его.

Третья ситуация – более тонкая, но и более существенная. У вас играют несколько MIDI-инструментов, играют вместе, стройно и точно. И тут выясняется довольно неприятная особенность MIDI: когда играют одновременно, стройно и точно обычные инструменты, это всегда звучит хорошо, а вот у "пластиковых" звуков одновременное звучание каких-то тембров может оказаться довольно неприятным. В лучшем случае – просто бедным, голым, скучным. В такой ситуации приходится немного расстраивать картину, чуть менять местоположение нот, чтобы они звучали не одновременно – пусть на один-два тика, – это добавляет жизни картине.

Достигают этого эффекта самыми различными способами (мы об этом еще поговорим), один из которых – параметр Time+.

Ячейка FX позволит навесить на дорожку некоторые обработки из числа MlDI-эффектов. Щелкаете по строке правой кнопкой и видите в контекстном меню две строки: Delete для удаления выбранной обработки, ежели таковая имелась, и MIDI Effects для навешивания новой. В числе эффектов MIDI вы найдете десяток кэйкуоковских обработок, которым будет посвящена отдельная глава под названием "Онлайновые обработки MIDI-дорожек".

Кроме того, вы можете сразу же подключить хорус (Chr) и ревербератор (Rev), сместив их движки. Только убедитесь, что у вас эти обработки хоть как-то влияют на звук. На дешевой карте без встроенных обработок вы сможете двигать эти движки туда-сюда до полного посинения, но ни ревера, ни хоруса не услышите.

Ряд рассмотренных выше параметров является стандартным для MIDI-файлов. Поэтому, даже сохранив проект в стандартном MIDI-формате (расширение .mid), вы сохраните номер канала, параметры Кеу+, Vel+ и Time+. А все нестандартное – входы-выходы, состояние кнопок Mute и Solo, а также все обработки будут утрачены. Не попадают в файлы MIDI-формата, конечно же, и дорожки со звуком.

Подключаем синтезатор

Пару слов о работе с внешним синтезатором.

Если вы ведете запись с него по MIDI-входу, в компьютер попадают ноты, только ноты и ничего кроме нот – вне зависимости от того, как звучал в этот момент синтезатор. Каким бы роскошным звуком вы ни сыграли эту партию, в компьютере все записанное будет играться тем фиговеньким звуком, который умеет издавать ваш саундбластер.

Как же воспользоваться звуками синтезатора?

Первый способ упрощенный: записывать с синтезатора не MIDI, а непосредственно сам звук, подав его с выхода синта на линейный вход (с помощью обычного аудиокабеля). Вариант вполне реальный, часто так и делают, благо для подключения не требуется даже микшерского пульта. Одна беда – редактировать нотную партию вы не сможете. Только резать и монтировать звук.

Второй способ – полноценный – требует полного взаимодействия между компьютером и синтезатором. Для этого у вас обязательно должно быть два MIDI-шнура. Первым вы соедините выход синтезатора (он называется MIDI OUT) со входом MIDI-адаптера своей звуковой карты (он называется MIDI IN), чтобы компьютер мог получать от синта-ноты и записывать их.

Вторым шнуром вы, наоборот, соединяете MIDI OUT адаптера (то есть выход вашего компьютера) со входом синтезатора. Теперь компьютер сможет слать ноты синтезатору, и тот будет играть чужую музыку своими роскошными звуками. Тут уже вам нужно будет непременно задать в секвенсоре номер банка и номер инструмента, а в качестве выходного устройства (строка Out на рис. 4.16) выбрать что-то вроде MIDI Out, External Out (внешний выход) – или как там это у вас называется.

И последнее: сигнал с линейного выхода синтезатора (может называться просто OUT) надо все-таки подать на линейный вход компьютера – обычным аудиопроводом.

Соответственно, процесс записи делится на две части. Сначала вы пишете в компьютер партию с MIDI-входа и редактируете ее в Сонаре. А затем запускаете запись аудио: пишете партию спита уже на аудиодорожку – через линейный вход.

Вот так и происходит этот процесс – немножко через… э-э, нетрадиционные отверстия и с большим количеством проводов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.