Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Запись

Сделайте пробную запись, поглядывая на индикатор уровня (если вернуться к рис. 4.17, то самая нижняя строка – как раз индикатор), посмотрите уровни получающихся сигналов (можно растянуть дорожку по вертикали или даже развернуть ее на весь экран соответствующим значком). Уровень сигнала на индикаторе не должен залезать в красный сектор (чтобы не было зашкала). но не должен он и полоскаться в самой левой части шкалы, чтобы можно было хоть как-то отличить полезный сигнал от шумов.

С записью MIDI все еще проще – тут уровень подбирать не требуется.

Неудачную запись проще всего отменить комбинацией CTRL + Z, но можно выделить ее мышкой и удалить (Del).

Каждый записанный дубль представляет собой отдельный фрагмент (это называется клип) с именем Record 1, Record 2 и т. д. (см. рис. 121).

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Запись
Рис. 4.21. Каждый записанный фрагмент имеет собственное имя

Чтобы записать еще дубль на ту же дорожку, стоит ее заглушить, щелкнув по кнопочке М. Иначе при следующей записи все предыдущие дубли как заиграют одновременно: как заорут нестройным хором!.. Бедный исполнитель если не в обморок упадет, то уж собьется точно.

Можно поступить по-другому: после каждого дубля утаскивать новый клип на какую-то другую дорожку, тоже заглушенную. А чтобы клип при перетаскивании не сместился по оси времени, держите нажатой клавишу SHIFT.

Щелкнув по клипу правой кнопкой мыши и выбрав команду Clip Properties (свойства фрагмента), вы сможете переименовать клип (строка Name на странице In Track). Тогда он не потеряется, даже если вы задвинете его на другую дорожку.

Нормализация

После записи рекомендуется, как вы знаете, нормализовать сигнал. Для мультитрековых редакторов это особенно актуально, потому что без нормализации разные дорожки могут иметь очень уж разные уровни громкости, свести их в единую звуковую картину будет трудно.

Щелкните по клипу и запустите команду Normalize в меню Process › Audio. Никаких диалоговых окон, никаких вопросов – шлеп и готово!

Это не касается старых полудуплексных звуковых карт, которые не могут одновременно записывать и воспроизводить аудио.

Помните, что обрабатывая клип после нормализации, вы не должны усиливать сигнал, иначе выйдет перегрузка. В диалоговых окнах едва ли не всех обработок есть регулятор, который обычно называется Out, Output или Output Gain. Он должен стоять в нуле или даже ниже нуля.

Если вы сделали нормализацию, а она, вроде бы, никак и ни на что не повлияла, это может означать, что в клипе был, по меньшей мере, один пичок максимальной громкости, так что поднимать ее уже некуда. Или, что вы уже делали для клипа нормализацию. Но возможно, это означает, что в процессе записи возникала перегрузка.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Запись
Рис. 4.22. Сигнал с перегрузкой

Сигнал с перегрузкой выглядит достаточно характерным образом (см. рис. 4.22) – у него во многих местах как будто спилены верхушки вблизи 0 дБ.

Если перегрузки, вроде бы, не было, а верхушки сигналов все равно спилены, только не вблизи нуля, а на более низком уровне, значит, перегрузка была в предварительном усилителе, во внешнем микшере или прямо в микрофоне – певец перестарался. За этими вещами надо очень внимательно следить еще на этапе записи, потому что исправить тут вряд ли что удастся. Только переиграть (перепеть).

Впрочем, гитарные примочки или процессоры эффектов тоже могут выдавать сигнал подобного вида, только не перегруженный и зашкаленный, а просто изрядно компрессированный.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.