Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Запись

Две самые верхние строки пригодятся тем, кто пользуется двумя звуковыми картами. В этой ситуации вы должны будете выбрать, какое из ваших устройств будет задавать такт при воспроизведении (первая строка) и при записи (вторая).

Сложность ведь в том, что какими бы точными ни были кварцевые генераторы, которые задают тактовые сигналы на вашей карте, все равно двух одинаковых не сыщешь. Дорожки, управляемые разными генераторами, непременно разъедутся. Поэтому все, кто использует нескольких независимых звуковых устройств, должны одно из них назначить ведущим, тогда остальные будут пол него подстраиваться. Вот здесь и выбирается это самое ведущее устройство.

Впрочем, в этой части Sonar по умолчанию обычно настраивает все правильно.

Всякая многодорожечная программа, вынужденная производить серьезный объем математических вычислений в реальном времени, создает себе в памяти некие буфера – просчитывает воспроизведение наперед. Чем больше размер буфера, тем меньше вероятность того, что ваша песенка (со множеством треков и кучей навешанных на них обработок) начнет при воспроизведении заикаться или просто останавливаться (в строке состояния появляется красная карточка Drop out – выпали!).

С другой стороны, чем длиннее буфер, тем медленнее программа реагирует на ваши управляющие действия: вы на полном ходу поменяли громкость дорожки или вообще заглушили ее кнопкой Mute, а программа еще довольно долгое время делает вид, что ничего не произошло.

Балансировать между слишком неторопливой реакцией программы и ее неустойчивой работой нам помогают настройки из секции Mixing Latency (реактивность). Чем больше число в строке Buffers in Playback Queue (количество буферов воспроизведения), тем выше устойчивость системы. Чем оно ниже, тем выше скорость реакции.

Движок Buffer Size задает длину буфера воспроизведения (в миллисекундах). Чем меньше длина буфера, тем быстрее реакция. Чем больше длина буфера, тем устойчивее работа.

С этими двумя параметрами вам придется экспериментировать только в том случае, если возникнут проблемы: эффектов задействовано, вроде бы, немного, а программа уже дергается.

Включаем метроном

Для создания многодорожечной композиции каждый из инструментов должен играть в одном темпе с остальными. Должна быть какая-то ритмическая основа, которая позволит этого добиться. Sonar предлагает нам воспользоваться метрономом – равномерно тикающим сигналом, который сопровождает запись, задает темп и ритм.

Пощелкивание метронома на запись никак не влияет, на дорожку не записывается, Точнее так: на MIDI-трек метроном не пишется никогда, а на аудиодорожку в принципе может записаться, но только если вы это позволите.

Когда мы пишем звук с линейного или микрофонного входа, на виндоузовском микшере будет помечена либо секция Линейный вход, либо Микрофон, а значит, секция MIDI будет автоматически отключена, и метроном никак записаться не сможет. Но если вы пометите секцию MIDI, то на аудиодорожку будут записываться все MIDI-партии, в том числе и метроном.

Этим приемом, кстати, частенько пользуются, чтобы превратить MIDI в аудио, перегнать содержимое MIDI-трека на новый трек уже в виде аудио. Но тогда метроном обязательно отключают, чтобы тут не тикал, понимаешь.

Параметры метронома задаются отдельно для каждого проекта. Поэтому лезем в свойства проекта (Option › Project) и переходим на страницу Metronome (см. рис. 4.19).

В секции General выбираем, должен ли метроном звучать при воспроизведении (строка Playback – используется чаще всего для репетиций), при записи (Recording), надо ли акцентировать первую долю такта (Accent First Beat). Акцент на первой доле поможет музыканту лучше ориентироваться в ритмической сетке.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Запись
Рис. 4.19. Параметры метронома

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.