Создание партий ударных инструментов
В этом же списке есть несколько других раскладок, предназначенных для звуковых карт Roland (GS), Yamaha (XG) и так далее. Если у вас именно такая звуковая карта, можете выбрать тут подходящую строку.
Как видно из рисунка 4.49, на барабанных треках Sonar рисует ноты не полосочками, а ромбиками, лишенными видимой перевооруженным глазом длительности. Конечно, вызвав свойства ноты (правой кнопкой мыши), вы убедитесь, длительность никуда не делась и ее можно поменять. Но только не мышкой.
Часто это вполне оправдано: на многих звуковых картах даже самые длинные звуки, вроде открытого хэта (Open Hi-Hat) или тарелок (Crash Cymbal, Ride nbal, Splash Cymbal, Chinese Cymbal), звучат одинаково вне зависимости от того, длины нота нарисована – если уж стукнуто, то стукнуто. И доиграно будет до конца, хоть ты тресни. Если же на вашей карте все не так и звуки ударных могут удлиняться и укорачиваться, то имеет смысл показывать ноты обычными полосками.
Ведь на самом деле слева у любой дорожки может находиться как список барабанов, так и обычная клавиатура пли вообще порядковые номера клавиш. В окне Assign Instruments можно назначить на 10-й канал вместо General MIDI Drums просто General MIDI, тогда вы увидите вместо ромбиков полоски, а вместо названий барабанов – клавиатуру. Останется щелкнуть по клавиатуре правой кнопкой мыши, в появившемся окошке Note Names (см. рис. 4.51) пометить вторую строку вместо первой и найти в нижнем списке набор General MIDI Drums (а может быть Yamaha XG или Roland GS). Получится приятный гибрид списка барабанов с нотами в форме полосок.
Рис. 4.51. Заменяем клавиатуру на список ударных
Автоматизация создания барабанных партий
Не всякий человек, желающий сделать в Сонаре аранжировку своей или чужой песенки, создать танцевальный микс или еще что-то крутое и классное, – не всякий такой человек является барабанщиком, а потому очень тонко понимает, как правильно должны работать ударные инструменты. Ну, ироде бы, бочка (бас-барабан) стукает на сильную долю, снэйр (малый барабан) на слабую, хэты подзинывают по четвертям или восьмушкам, а тарелка бухает в самых пафосных местах. Однако же маловато будет. Конечно, барабаны н перкуссию не сравнить по сложности с симфоническим оркестром, по писать партии барабанов нужно, все-таки хоть что-то в этом деле понимая.
Для тех, кто пока не удосужился овладеть барабанными премудростями, фирма Twelve Tone Systems предлагает два автоматизированных средства создания вполне качественных барабанных партий – ритмические рисунки (паттерны) в драм-машину.
Инструмент-кисточка Pattern Brush в панели инструментов MIDI-peдактора позволяет нам просто рисовать партию барабанов, проводя линию.
В выпадающем меню (стрелочка справа от кисти) вы найдете несколько сотен заготовленных для нас фирмой Twelve Tone Systems ритмических рисунков. Они все рассортированы по подменю в соответствии с инструментом, на котором такие ритмы обычно играются.
Сначала надо выбрать паттерн, отыскав что-то подходящее в этих сокровищницах и щелкнув по соответствующей строке. Останется только протащить кисточку по нотному полю в нужных вам местах. Вне зависимости от скорости, с которой вы тащите мышку, ритмический рисунок, даже достаточно сложный, воспроизводится идеально с учетом ритмической сетки вашей композиции. А чтобы кисточка при проведении линии не съехала на другую строку, держите нажатой клавишу SHIFT.
Причем никто не заставляет вас непременно использовать тот инструмент, на котором этот ритм обычно исполняют. По какому проведете кистью, на том и сыграете эту дробь или, там, чечетку.
Однако стоит вам пометить строку Use Pattern Polyphony (использовать ритмическую полифонию) в меню кнопки Pattern Brush, как кисточка примется сажать нотки в несколько строк одновременно, рисуя сразу всю ритмическую сетку.
Причем в этом режиме уже никаких вольностей не позволяется: можете водить кисточкой по какому хотите бубну или тарелке, по если выбран ритм, например, из группы Snare Pattern, так и нарисуют вам ритм на основе малого барабана – стучите, сколько влезет.