Создание партий ударных инструментов
Драм-машина
Второе средство для тех, кто хочет пользоваться хорошо сыгранными партиями барабанов, – это Session Drummer (сессионный барабанщик), которого вы сможете вызвать из подменю Process › MIDI Effects › Cakewalk Fx.
Session Drummer – аналог драм-машины (электронного устройства, имитирующего барабаны). Электронную драм-машину использовать в компьютере сложно, хотя записать с нее звук не составляет никакого труда. Дело в том, что у внешней драм-машинки свой генератор, а у звуковой карты свой, и частоты у них немного разные. Даже задав в обоих устройствах один и тот же темп, вы все равно не добьетесь их синхронной работы: либо машинка убежит от компьютера, либо компьютер от машинки.
А вот компьютерная машинка никуда ни от кого не убежит. Она начинена стандартными барабанными и перкуссионными партиями для разных стилей музыки, под разные музыкальные размеры и темп. Чтобы ее возможностями воспользоваться, вы должны объяснить ей, сколько тактов она играет таким-то ритмом, сколько другим, вот и все. Причем результат вы можете получить в виде MIDI-дорожки либо слушать этот ритм в реальном времени.
Команда Session Drummer доступна, только когда в окне проекта выбрана одна из MIDI-дорожек. Лучше выбрать пустую.
На рисунке 4.52 показано, как устроено окно механического барабанщика. Слева в списке Style выбираете один из стилевых файлов. Стили делятся не только по направлениям музыки (Blues (блюз), Country (кантри), R&B (ритм-энд-блюз), Hard Rock и Soft Rock (тяжелый и мягкий рок), Dance (танцевальная), Rap, Alternative и прочее), но и по темпам – в быстрых песнях используются совсем не такие приемы игры, как в медленных.
Рис. 4.52. Драм-машина Cakewalk Fx Session Drummer
В состав одного стилевого файла входит несколько ритмических рисунков (список Pattern справа). Двойной щелчок по строке – и ритм попадает вниз, в список Song (песня).
Обратите внимание на колонку Length (длина в тактах) в списке Pattern. Некоторые ритмические рисунки имеют длину в несколько тактов, другие – всего в один такт. Первые предназначены для создания основного ритма, а вторые – это брейки, то есть короткие перебивки, которые барабанщики используют для разделения музыкальных фраз.
Собрав нужные ритмы в списке Song, вы сможете кнопочками со стрелками вверх и вниз менять местами строки, кнопкой с минусом – удалить выделенную строку, а кнопкой с крестиком – очистить окно Song.
В столбце Loop Count (счетчик повторов) задается, сколько раз будет играться каждый паттерн. На нашем рисунке все играются по разу, а сбивка Тот filll – дважды. Двойной щелчок по цифре (а также клавиши + и -) позволят поменять это число.
В колонке Time можно следить за тем, сколько тактов композиции уже заполнено.
Заполнили все, что делать дальше? Прослушать, что получается, – кнопкой Audition. Нажать ОК и получить то, что просили, – полный MIDI-трек, составленный в соответствии с вашим выбором. Нажать Cancel, если передумали.
Если кнопка Audition проигрывает слишком маленький кусок ритма, вы не успеваете ничего понять, зайдите в общие настройки программы (Options › Global › General) и задайте другое время прослушивания в строке Audition Commands for… second. Эта настройка влияет на время предварительного прослушивания любых обработок (как MIDI, так и аудио), где имеется кнопочка Audition.
Каждый стиль хранится в MIDI-файле (расширение .mid) по адресу Program Files\Cakewalk\SONAR 2\Drum Styles. Открыв его в Сонаре, вы увидите, что в стилевом файле первые девять треков пусты, а на десятом последовательно и без перерывов расположены все ритмические рисунки. Начало каждого из них помечено маркером.
Для нас не составит большого труда изготовить собственные стилевые файлы, если мы вовсе не новички и чайнички, а, напротив, глубокие знатоки барабанного искусства. Достаточно создать файл, задать в нем темп и размер, записать на барабанном треке ритмические рисунки, разметить их маркерами (F11), дав каждому из рисунков понятное имя, а потом сохранить файл в папку Drum Styles – обязательно в формате Type 0 MIDI (есть еще формат Type 1 MIDI, он в данном случае не подходит).
Можно и проще поступить: открыть один из сонаровских стилевых файлов, поменять в нем темп и размер, ввести другие ритмические рисунки и сохранить с другим именем.
Понятно, что паттерны должны нормально зацикливаться – прежде чем сохранять такой файл, проверьте каждый из них на этот предмет. Кроме того, узор должен начинаться точно с начала такта, а его последняя нота не должна залезать на следующий узор.
Общий уровень громкости для всех рисунков также должен быть одинаковым, иначе пользоваться таким стилем будет неудобно. Это не означает, конечно, что все ноты нужно сделать одинаковыми. Ноты могут – и даже должны! – иметь разную громкость. Речь идет именно об общем уровне громкости. Например, бочка на сильной доле или малый барабан на второй и четвертой в разных узорах должны звучать одинаково.