Операции над группами нот
Квантизация
Еще один способ приблизиться к золотой середине представлен на рисунке 4.44. Это диалоговое окно команды Quantize (квантизация). Что это еще за квантизация?
Рис. 4.44. Квантизация
Это когда сначала кривенько играешь на клавишах некую партию, а потом изумительно четко ее расставляешь по тактовой сетке. Причем не руками это делаешь, а автоматически: в списке Resolution (разрешение квантизации) выбираешь, по каким долям будет происходить подравнивание, и нажимаешь ОК.
Если было приказано квантизовать по шестнадцатым, как на этом рисунке, то все выделенные ноты подвинутся к линии ближайшей шестнадцатой доли. Если по четвертям – к линии четвертушки и так далее. Выбор тут определяется музыкальным текстом, который вам предстоит квантизовать. Надо поэкспериментировать, поглядеть, что выходит.
Нельзя брать слишком большой квант (слишком низкое разрешение). Если ноты ваши стоят по восьмушкам, а вы задали выравнивание по четвертям, то ноты, которые должны были стоять на четных восьмушках, уедут на нечетные доли. А там уже свои такие же нотки имеются!
В секции Change можно попросить программу подравнивать ноты не только по времени начала (Start Times), но и по длительности (Note Duration).
Третья строка задает, что всякие управляющие контроллеры квантизо-ваться не будут – только длительность и местоположение нот (а если в нотном редакторе вы ввели слова своей песни – то подравняют и их).
Секция Options позволит сделать квантизацию чуть менее тупой и прямолинейной.
- Параметр Strength (сила квантизации) задает, насколько нота подвинется к идеальному положению. При 100% – встанет точно по линии, при 50 – пройдет до идеального положения только полпути. Подбирая этот параметр, вы сможете уплотнить партию – добиться достаточно живого, но в то же время и достаточно ровного ее звучания.
- Параметр Swing (раскачивание, свинг) позволяет задать регулярные отклонения от ритмической сетки, именуемые свингом.
Предположим, у нас выделены ноты, расставленные точно по четвертям. А мы хотим их немножко раскачать. Выберем квантизацию по четвертям (в списке Resolution – строка Quarter) и займемся подбором параметра Swing.
При установленном по умолчанию значении 50% никакого свинга не будет – все ноты попадут в идеальные позиции, как в верхней строке рисунка 4.45.
При свинге больше 50% четные ноты отъезжают вправо, а нечетные остаются на своих местах (средняя строка).
Рис. 4.45. Свинг 50% (вверху), 60% (в середине) и 40% (внизу)
При свинге меньше 50% четные ноты отъезжают влево, а нечетные остаются на своих местах (нижняя строка).
Как все это звучит и что дает в практическом смысле, вы послушаете сами, когда этим делом займетесь (конечно, свинг не должен быть таким большим, как на нашем рисунке, сделанном именно как иллюстрация принципа работы).