MIDI-редактор Piano Roll
Различных команд притягивания целых пять штук, но самая полезная для MIDI-редактора – первая, Musical Time, которая включает притягивание по музыкальному времени (по тактам и долям такта). Надо лишь задать, к чему конкретно должно происходить притягивание: к границам такта (Measure), к границам целых нот (Whole), половинных (Half), четвертушек (Quarter), восьмушек (Eighth), шестнадцатых (Sixteenth), тридцать вторых (32nd) или к триолям всех этих размеров (Half Triplet, Quarter Triplet и т. д.).
На самом деле у нас целых два режима притягивания, которые задаются переключателем Mode:
- в режиме Move To (двигать к…) вы перетаскиваете ноту или группу выделенных нот к линии сетки, подравниваете ее по сетке,
- а в режиме Move By (двигать на…) перетаскиваете ноты от текущего положения на целое число тактов или долей, то есть ставите их в другом такте или в другой доле в точности на ту же позицию.
Все что сказано здесь про сетку, имеет отношение не только к MIDI-редактору, но и к окну проекта (Track), где имеется такая же кнопочка в сеточку. Выделение и перетаскивание клипов (как MIDI, так и звуковых) тоже могут происходить с притягиванием к линиям сетки – по тем же правилам и с точно такими же настройками.
Тут нам может оказаться полезна команда Clip Boundaries, задающая выравнивание по границам имеющихся клипов. Или Markers, чтобы мы могли поставить клип точно по маркеру.
Рисование контроллеров
В нижней панели MIDI-редактора (см. рис. 4.35), которая ставится и убирается кнопкой Show/Hide Controller Pane, в графическом виде показаны значения контроллера – управляющего параметра MIDI. Можно не только смотреть на уровни этого непонятного контроллера, но и рисовать, расставляя отдельные точки или вычерчивая линию от руки (карандашиком Draw) или проводя линию по линейке (Draw Line), стирать ластиком (Eraser).
Рис. 4.35. Рисуем контроллер Wheel
Контроллеров всяких много и любой можно вывести на нижнюю панель и заняться его графическим редактированием. Но для чего они?
По умолчанию в верхнем из трех списочков всегда стоит контроллер Velocity, управляющий громкостью нот (на рисунке 4.26 был показан именно он). Но на рисунке 4.35 вы видите другой контроллер – Wheel, который управляет качанием высоты звука (типа того эффекта, который достигается колесиком или рычажком на синтезаторе).
Есть в списке также строка Controller, а уж у той – свой собственный список из множества параметров, вроде педали – Pedal (Sustain) или модуляции (Modulation).
Здесь показано, как я при помощи контроллера Wheel имитирую покачивание звука на басовой струне – делаю "подтяжки", как иногда выражаются гитаристы (и косметологи). Подобным же образом можно имитировать и глиссандо – скольжение пальца по струне.
Значение контроллера Wheel, как легко заметить, взглянув на вертикальную шкалу, меняется от – 8191 неких единиц (при этом звук опускается вниз на тон) до +8191 (звук поднимается на тон). Моя задача начать с нулевой точки (когда Wheel – 0, звук воспроизводится со своей исходной высотой), качнуть его на полтона вниз и вернуть в исходное положение. Последнее значение Wheel обязательно должно быть нулевым, иначе вся последующая партия пойдет со сдвигом по высоте.
Нахожу точку, откуда пойдет качание звука, вычерчиваю траекторию карандашом или линейкой, поглядывая при этом на прямоугольник, расположенный на рисунке 4.35 прямо над клавиатурой. В нем программа пишет мне текущие координаты курсора – время (верхняя строка) и величину контроллера (нижняя, на рисунке 4.35 тут написано – 256). Моя задача довести линию от нуля до – 4096 (полтона вниз), а потом опять до нуля. Где и отпустить.
Если что-то не так нарисовалось, приходится пользоваться ластиком или класть новые линии поверх старых.
Можно также выбрать команду Event List в меню View, чтобы попасть в специальное окно Event List (список событий) (см. рис. 4.36). Здесь я могу отредактировать любые MIDI-события – ноты, контроллеры, огибающие и все остальное.
Нахожу последний из контроллеров типа Wheel (столбец Kind – тип), дважды щелкаю в поле Data (значение) и вместо того, что там было раньше, пишу 0. Enter.
Рис. 4.36. Event List
Строки в этом списке можно удалять (Del), можно менять время любого события – в минутах и секундах (столбец HMSF) или в тактах и долях такта (столбец МВТ). Для ноты можно задать другую высоту и громкость. Ну, короче, сделать можно все.
Другой способ покачать звук – создать огибающую типа Wheel. В главе "Огибающие" вы узнаете, как пользоваться этим мощным инструментом.