Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5

Используем автоматизацию

Термином "автоматизация" в звукозаписи традиционно называется возможность записи изменений положений различных регуляторов на микшере посредством MIDI-сообщений. Все действия звукорежиссера сохраняются в секвенсоре, могут быть отредактированы и воспроизведены. Во время воспроизведения регуляторы на микшере перемещаются как бы сами собой.

В программах для работы с музыкой и звуком автоматизация тоже присутствует. В данном контексте автоматизацию можно разбить на три составляющие:

  • запись пользователем перемещений виртуальных регуляторов (MIDI-контроллеров) в виде огибающих автоматизации;
  • создание "с нуля" и графическое редактирование огибающих автоматизации;
  • изменение автоматизируемых параметров программой во время воспроизведения мультитрекового проекта.

В Adobe Audition реализованы две последние составляющие автоматизации. Программа не позволяет записывать производимые вами изменения в настройках треков, эффектов и прочего в процессе воспроизведения проекта. Естественно, программа реагирует на эти изменения, но они не сохраняются в виде графиков изменения каких-либо параметров во времени. Зато вы можете создавать и графически редактировать огибающие автоматизации, которые будут управлять различными параметрами во время воспроизведения проекта. Фактически огибающие автоматизации и являются графиками изменения каких-либо параметров во времени: чем выше проходит огибающая громкости, тем громче будет звук в этом месте блока. И, наоборот, с помощью огибающей можно, например, приглушить фоновую музыку в том месте, где разговаривает диктор (подразумевается, что речь диктора хранится в блоке, размещенном параллельно блоку с фоновой музыкой на другом треке).

Огибающую панорамы следует трактовать следующим образом: чем выше проходит линия, тем левее будет уходить кажущийся источник звука; чем линия проходит ниже, тем правее позиционируется источник звука. Центр панорамы соответствует середине блока по вертикали.

Огибающие автоматизации параметров эффектов можно трактовать следующим образом: чем выше проходит линия, тем больше значение автоматизируемого параметра; чем линия ниже, тем значение параметра меньше.

Перечислим кнопки панели инструментов и соответствующие им команды главного меню, имеющие отношение к огибающим автоматизации:

  • Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию (команда View › Show Volume Envelopes) – отобразить/скрыть огибающие автоматизации громкости;
  • Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию (команда View › Show Pan Envelopes) – отобразить/скрыть огибающие автоматизации панорамы;
  • Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию (команда View › Show Wet/Dry Mix Envelopes) – отобразить/скрыть огибающие автоматизации параметра Wet/Dry (отношение уровня сигнала, обработанного эффектом, к уровню исходного сигнала);
  • Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию (команда View › Show FX Parameter Envelopes) – отобразить/скрыть огибающие автоматизации параметров эффектов;
  • Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию (команда View › Show Tempo Envelopes) – отобразить/скрыть огибающие автоматизации темпа в MIDI-файлах, добавленных в проект (эти огибающие хранятся непосредственно в MIDI-файлах и недоступны для редактирования);
  • Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию (команда View › Enable Envelope Editing) – включить/выключить режим редактирования огибающих автоматизации.

Для начала сделайте так, чтобы кнопки Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию и Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию были нажаты, а остальные кнопки отжаты. При этом поверх каждого из блоков будет видна линия – огибающая автоматизации громкости. По своей сути она является графиком изменения уровня сигнала в зависимости от времени. Для редактирования доступна только огибающая выделенного блока. Если вы щелкнете на каком-либо блоке (и, соответственно, выделите его), то станут видны узлы огибающей (точки перегиба). Вы можете создать новый узел. Подведите указатель мыши к огибающей (он должен принять вид Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию) и щелкните левой кнопкой мыши – появится новый узел. При наведении указателя мыши на узел в контекстной подсказке отобразится значение автоматизируемого параметра в данной точке (рис. 9.27).

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Сводим мультитрековый проект в стерео › Используем автоматизацию
Рис. 9.27. Огибающая громкости и значение автоматизируемого параметра

Можно создать сколько угодно узлов, чтобы, перемещая их с помощью мыши, придать огибающей желаемую форму.

Зачастую бывает полезной аппроксимация огибающих сплайнами, при которой огибающая выглядит не как ломаная линия, а как плавная кривая, проходящая около узлов. Включается данная опция следующим образом: щелкните правой кнопкой мыши на блоке (предварительно можно выбрать сразу несколько блоков), откроется контекстное меню блока. Выберите в нем команду Envelopes, а затем один из трех видов огибающих:

  • Volume – огибающая громкости;
  • Pan – огибающая панорамы;
  • FХ Mix – огибающие параметров эффектов.

После этого выберите для огибающей заданного вида команду Use Splines (см. рис. 9.29).

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.