Почему LISP не является языком представления знаний. Символический уровень и уровень знаний.
Невольно напрашивается вопрос, почему с помощью LISP нельзя удовлетворить все наши потребности в области представления знаний. Ведь, как было показано, этот язык позволяет хранить и обрабатывать символические структуры и управлять процессом их оценивания. С его помощью можно реализовать анализ соответствия, эвристический поиск и устанавливать наличие ассоциативной связи между символами. Разве всего этого недостаточно для того, чтобы на базе LISP реализовать физическую символическую систему для разумных действий?
Совершенно ясно, что среда символических вычислений весьма подходит для реализации структур, необходимых для представления знаний, но символический уровень анализа ничего не говорит нам о том, чем должны быть такие структуры. Нужен еще один уровень анализа, расположенный выше символического, который будет ограничивать набор возможных представлений при решении некоторой проблемы. Ньюэлл в работе [Newell, 1982] назвал его уровнем знаний и предположил, что знания должны быть охарактеризованы функционально, т.е. в терминах действия, а не в терминах структурной организации.
Из предложения Ньюэлла следует, что нельзя адекватно представлять знания, не располагая сведениями о том, как они могут быть использованы. Возможно, это одна из причин, которая побуждает нас разделить факты и знания. То, что норманны в 1066 году захватили Англию, – это только факт. Но мое знание этого факта может быть использовано совершенно по-разному. В частности, это в равной степени позволит мне успешно сдать экзамен по истории или спровоцировать драку между англичанами и французами.
Если цель состоит именно в том, чтобы получить более высокую оценку на экзамене, то представление знаний лучше связать с другими фактами, например сведениями о короле Гарольде или короле Вильяме. Если же цель – разжечь ненависть между англичанами и французами, то лучше воспользоваться такими фактами, как вандализм английский футбольных фанатов или эксцентричная манера вести себя на дорогах, присущая французским мотоциклистам. Таким образом, не существует "правильного" способа представить какой-то факт, но существует более или менее полезное представление знания некоторыми фактами.
В синтаксисе и семантике языка LISP нет ничего такого, что подсказало бы вам, как организовать знания. Список – это удобная, но иногда неэффективная в работе структура данных, но он не имеет никаких преимуществ с точки зрения представления знаний по сравнению с массивом в языке FORTRAN и менее удобен, чем класс в языке C++. Утверждение о широких возможностях LISP имеет скорее отношение к тому, что для опытного программиста довольно легко создать на его основе производный язык по своему выбору. Но такой специализированный интерпретатор, функционирующий в среде LISP, оказывается очень непроизводительным, и в этом его основной недостаток.