Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы

Рекомендуемая литература. Упражнения.

В работе Ван Мелле [van Melle, 1981] подробно описана методика разработки систем на основе оболочки EMYCIN.

Книга [Boose and Games, 1988] содержит подборку статей о методах приобретения знаний, включая и описание программы OPAL.

Описание систем ETS и AQUINAS читатель найдет в работе [Boose and Bradshaw, 1987].

Обзор стратегий приобретения знаний, разработанных в 1980-х годах, включающий большой список источников, приводится в работах [Boose, 1989] и [Neale, 1988].

В статьях [Eriksson el al, 1995] и [Ти et al., 1995] читатель найдет подробное описание системы PROTEGE-II.

В Европе стандартом de facto в 1990-х годах стало использование при построении экспертных систем оболочки CommonKADS, хотя эксперименты с применением системы KADS проводились и в Соединенных Штатах (см., например, [Eriksson et al, 1995]).

Линстер и Мюсен также использовали CommonKADS для моделирования задач терапии раковых заболеваний, решаемых в экспертной системе ONCOCIN. Примеры модели проектирования на базе CommonKADS можно найти в ряде статей, опубликованных в последние годы, например [Kingston, 1995], [Kingston et al, 1995], [Kingston, 1997].

Упражнения

Упражнение 1
В состав документации, которая прилагается к большинству приборов и технических изделий, как правило, входят и руководства по поиску неисправностей. При отсутствии эксперта такие руководства можно с успехом использовать в качестве учебного материала для выполнения упражнений по извлечению знаний.

Например, руководство к пистолету "Кольт.45" включает шесть страниц советов, большинство из которых представлено в форме подобных таблиц.

Где? Что? Проверить Примечание
Боек Зажимается Прямизну При необходимости заменить
Эжектор Неустойчивое выбрасывание Зажимается ли возвратная пружина Установить длинную направляющую
Экстрактор Неправильно направляет гильзу Угол установки дна При необходимости выровнять

Для того чтобы разобраться в такой таблице, требуется обладать некоторыми знаниями о принципах работы описываемого устройства. В частности, нужно иметь представление о том, что:

  • искривленный боек часто застревает в направляющей канавке, что приводит к осечке; такой боек нужно заменить;
  • возвратная пружина, которая зажимается внутри канавки, вероятнее всего, погнута; предотвратить такую поломку поможет замена стандартного короткого направляющего стержня полноразмерным;
  • неправильный угол установки экстрактора приводит к тому, что он выбрасывает гильзы обратно на стреляющего, а не вправо; эту неисправность можно устранить подгонкой и шлифовкой дна экстрактора.

Применение онтологического анализа позволяет систематизировать такое ознакомление. Самый верный путь к неудаче – приступить к записи диагностических правил до того, как будет понятен принцип работы устройства.

I) Выберите ту предметную область, которая вам более всего знакома, и разработайте для нее примерную онтологию в терминах:

  • ключевые сущности и отношения, такие как компоненты и отношения часть-целое;
  • предикаты предметной области, такие как неустойчивые, прямые, связывающие;
  • операции в предметной области, такие как замена, очистка, установка и т.п.

II) Продолжите анализ предметной области и рассмотрите следующие вопросы:

  • насколько детальным должен быть анализ отношений часть-целое;
  • какие предикаты предметной области должны быть использованы для разбиения на части пространства признаков неисправностей;
  • какие логические отношения существуют между операциями в предметной области, например подобие между заменой и установкой (одна операция включает другую в качестве составляющей).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.