Рекомендуемая литература. Упражнения.
В работе Ван Мелле [van Melle, 1981] подробно описана методика разработки систем на основе оболочки EMYCIN.
Книга [Boose and Games, 1988] содержит подборку статей о методах приобретения знаний, включая и описание программы OPAL.
Описание систем ETS и AQUINAS читатель найдет в работе [Boose and Bradshaw, 1987].
Обзор стратегий приобретения знаний, разработанных в 1980-х годах, включающий большой список источников, приводится в работах [Boose, 1989] и [Neale, 1988].
В статьях [Eriksson el al, 1995] и [Ти et al., 1995] читатель найдет подробное описание системы PROTEGE-II.
В Европе стандартом de facto в 1990-х годах стало использование при построении экспертных систем оболочки CommonKADS, хотя эксперименты с применением системы KADS проводились и в Соединенных Штатах (см., например, [Eriksson et al, 1995]).
Линстер и Мюсен также использовали CommonKADS для моделирования задач терапии раковых заболеваний, решаемых в экспертной системе ONCOCIN. Примеры модели проектирования на базе CommonKADS можно найти в ряде статей, опубликованных в последние годы, например [Kingston, 1995], [Kingston et al, 1995], [Kingston, 1997].
Упражнения
Упражнение 1
В состав документации, которая прилагается к большинству приборов и технических изделий, как правило, входят и руководства по поиску неисправностей. При отсутствии эксперта такие руководства можно с успехом использовать в качестве учебного материала для выполнения упражнений по извлечению знаний.
Например, руководство к пистолету "Кольт.45" включает шесть страниц советов, большинство из которых представлено в форме подобных таблиц.
Где? | Что? | Проверить | Примечание |
---|---|---|---|
Боек | Зажимается | Прямизну | При необходимости заменить |
Эжектор | Неустойчивое выбрасывание | Зажимается ли возвратная пружина | Установить длинную направляющую |
Экстрактор | Неправильно направляет гильзу | Угол установки дна | При необходимости выровнять |
Для того чтобы разобраться в такой таблице, требуется обладать некоторыми знаниями о принципах работы описываемого устройства. В частности, нужно иметь представление о том, что:
- искривленный боек часто застревает в направляющей канавке, что приводит к осечке; такой боек нужно заменить;
- возвратная пружина, которая зажимается внутри канавки, вероятнее всего, погнута; предотвратить такую поломку поможет замена стандартного короткого направляющего стержня полноразмерным;
- неправильный угол установки экстрактора приводит к тому, что он выбрасывает гильзы обратно на стреляющего, а не вправо; эту неисправность можно устранить подгонкой и шлифовкой дна экстрактора.
Применение онтологического анализа позволяет систематизировать такое ознакомление. Самый верный путь к неудаче – приступить к записи диагностических правил до того, как будет понятен принцип работы устройства.
I) Выберите ту предметную область, которая вам более всего знакома, и разработайте для нее примерную онтологию в терминах:
- ключевые сущности и отношения, такие как компоненты и отношения часть-целое;
- предикаты предметной области, такие как неустойчивые, прямые, связывающие;
- операции в предметной области, такие как замена, очистка, установка и т.п.
II) Продолжите анализ предметной области и рассмотрите следующие вопросы:
- насколько детальным должен быть анализ отношений часть-целое;
- какие предикаты предметной области должны быть использованы для разбиения на части пространства признаков неисправностей;
- какие логические отношения существуют между операциями в предметной области, например подобие между заменой и установкой (одна операция включает другую в качестве составляющей).