Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы

Объектно-ориентированные языки

В главе 12 мы уже обращали ваше внимание на то, что формат правил хорошо согласуется с представлением знаний в форме "при выполнении условий Сb…, Сn выполнить действие А", но менее подходит для описания сложных объектов и отношений между ними. Языки объектно-ориентированного программирования предоставляют в распоряжение программиста альтернативную программную среду для организации знаний в терминах декларативного представления объектов предметной области. Все, связанное с процедурной стороной решения проблем, распределяется между этими объектами, которые в таком случае располагают собственными процедурами и могут общаться друг с другом посредством протоколов передачи сообщений.

Другим приятным аспектом объектно-ориентированного программирования является возможность использования таких стилей представления знаний, которые не встречаются в исчислении предикатов и в порождающих правилах. Вместо "размывания" знаний об объекте предметной области между множеством правил или аксиом, на которые они ссылаются, эти знания концентрируются в едином месте – в программном описании объекта. Эта концентрация является виртуальной в том смысле, что нет необходимости, чтобы вся информация об объекте предметной области хранилась в соответствующем ему программном объекте, но любая команда или запрос к этому объекту может быть реализована только через посылку сообщения этому объекту.

В реальном мире вещей существует множество систем, в которых обмен энергией или информацией может быть представлен через обмен сообщениями между их компьютерными представлениями, и такая связь с технологией моделирования является очень важным достоинством данного подхода (см., например, [McArthur et al, 1986]). Не вызывает сомнений, что моделирование является одним из мощнейших средств решения проблем и что, рассматривая процесс логических рассуждений в контексте сложной системы, его иногда понять значительно легче, чем в контексте применения правил. Объектно-ориентированное программирование интегрирует символические вычисления в операционную среду, базирующуюся на средствах графического интерфейса, – меню, пиктограммы и т.п. Хотя само по себе оснащение экспертной системы этими средствами и не решает проблему ее прозрачности для пользователя, в руках умелого программиста они позволяют лучше представить пользователю процессы, происходящие в системе (см., например, [Richer andClancey, 1985]).

Основная сложность в использовании средств объектно-ориентированного программирования – уяснить для себя, что именно должен представлять программный объект по отношению к предметной области. В ранних версиях объектно-ориентированных языков, которые были предназначены в основном для разработки программ моделирования, такая проблема не возникала – программные объекты представляли объекты моделируемой системы. Например, при моделировании производственной линии отдельные программные объекты представляли те или иные механизмы этой линии, а сообщения между программными объектами – информационные, энергетические и материальные потоки. Задача программиста серьезно облегчалась тем, что существовало достаточно очевидное соответствие между программными и реальными объектами.

Но для того чтобы внедрить объектно-ориентированный стиль в проектирование экспертных систем, нужно задуматься над тем, как соотнести программные объекты с абстрактными понятиями и категориями предметной области. Объекты должны представлять факты и цели, наборы правил или отдельные гипотезы. Поэтому далеко не очевидно, какими сообщениями должны обмениваться такие объекты и какой смысл должен вкладываться в эти сообщения.

Многое зависит от того, на каком уровне абстракции будет использоваться объектно-ориентированный механизм. Если объекты представляют собой низкоуровневую реализацию определенной схемы формирования суждений, то отпадает необходимость в использовании каких бы то ни было эпистемологических последовательностей. Если же объекты будут видимы и для эксперта в процессе разработки и совершенствования системы, и для пользователя во время эксплуатации системы, то схема отображения понятий и категорий на программные объекты должна быть тщательно продумана.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.