Системы управления цветом
Разговоры о системах управления цветом ведутся уже не один десяток лет. На глазах одного поколения разработки вышли из экспериментальной стадии и превратились в реальный факт промышленной политики. Если первые версии систем управления цветом не принимались всерьез даже их создателями, то сейчас ни один серьезный компьютерный дизайнер не может рассчитывать на успех без знания основных принципов этой цифровой технологии.
В основе современных систем управления цветом лежат две базовые концепции: калибровка и профилирование. Калибровка – это изменение поведения устройства в соответствии с некоторыми признанными стандартами. Профилирование заключается в измерении характеристик устройства отображения и сохранении полученных данных. Это, по сути дела, регистрация фактического положения дел, никакой настройки устройства при этом не выполняется. Калибровка и профилирование находятся в отношении дополнительной взаимосвязи. Так, не имеет смысла регистрировать устройство, которое не отличается стабильностью и устойчивым поведением при воспроизведении цвета.
Профилирование и калибровка были известны задолго до появления компьютерных систем управления цветом. Они использовались для настройки высококачественных барабанных сканеров, печатающих устройств, предназначенных для получения пробных цветных оттисков и пр. Только с появлением систем управления цветом были разработаны и приняты общие стандарты, дающие единый фундамент процедурам настройки и измерения цвета. Чехарде со специализированными фирменными форматами был положен конец в 1995 году, когда фирма Apple объявила о создании встроенной в операционную среду системы управления цветом ColorSync 2. Фирма предложила новый стандарт записи профайлов и сделала его открытым. Формат оказался удачным и был стандартизован международным консорциумом по свету (International Color Consortium, ICC). Разработка принята сообществом разработчиков программного и технического обеспечения и в настоящее время все системы управления цветом основываются на профилях ICC.
Профилирование и калибровка технических устройств – это здоровые идеи, но они оказываются неработоспособными без надлежащей системной организации. Программно-аппаратная среда, объединяющая средства управления цветом в компьютерной графике, называется системой управления цветом, и часто ее обозначают аббревиатурой CMS (Color Management System). Существует несколько систем такого вида, среди которых можно выделить двух явных лидеров. На платформе Windows это Image Color Management (ICM), на платформе Macintosh – Color Sync.
Все системы CMS (см. рис. 2.11) включают в себя три основные составляющие:
- Базовое цветовое пространство системы. Аппаратно-независимый способ описания цветов, свободный от ограничений и особенностей классов и типов технических устройств. Это своего рода общий знаменатель, к котором} приводятся цветовые пространства отдельных технических устройств, входящих в технологическую цепочку подготовки цветных публикаций. В последних CMS эти функции выполняют CIE Lab или CIE XYZ. Базовое пространство – это важная теоретическая составляющая любой системы управления цветом. Для рядового пользователя она не имеет прикладного значения, поскольку является полностью закрытой.
- Механизм согласования цветов. Совокупность программных средств, выполняющих преобразования между различными аппаратно-зависимыми цветовыми моделями. Иногда эту важную часть системы управления цветом называют методом согласования цветов и обозначают аббревиатурой СММ (Color Matching Metod).
- Профили устройств (профайлы). Профилем называется файл, который хранит информацию о цветовом охвате устройства и используемой в нем цветовой модели. Если известны профили всех устройств, связанных в технологическую цепочку, то появляется возможность для согласования их цветовых охватов. Базовые принципы (но не реализация) такого согласования очень просты. Надо подавить все оттенки, которые не могут быть воспроизведены хотя бы одним устройством технологической цепочки. Все реализуемые цвета должны быть синтезированы так, чтобы обеспечить наивысшее качество их воспроизведения в данной технологической среде.
Рис. 2.11. Структура системы управления цветом