Выбор уровней белой и черной точек
Света и тени в системе CMYK
Технологические ограничения в системе CMYK проявляются сильнее, чем в RGB. По причинам, которые упоминались в предыдущем разделе, CMYK-устройства не могут воспроизводить тоновый диапазон в его теоретически доступных размерах. Уровни светлой и темной точек должны отличаться от теоретических границ диапазона, равных OCOMOYOK и 100C100M100Y100K. Практика показывает, что для полиграфических установок высокого уровня доступны уровни серого цвета, равные 2-3%. Самые современные печатные машины способны воспроизводить 1%-ный серый тон на мелованной бумаге высшего качества. Более светлые тона при печати вырождаются и представляются в виде фрагментов бумаги, полностью свободных от печатных красителей.
Система CMYK отличается еще одной особенностью генерации цвета. Для большинства цветов она предлагает несколько составов красителей, смешение которых дает искомый колер. Так, по крайней мере теоретически, любой ахроматический тон можно получить при помощи определенной плотности только черного красителя или смешивая в равных долях краски CMY. Например, серый по составу OCOMOY5K можно получить и без добавления черной краски, по формуле 4C3M2YOK. Теоретически для генерации серого тона вклады красок CMY должны быть равны, но несовершенство красителей, явление адсорбции, взаимодействие красок между собой и носителем приводят к тому, что для получения нейтрального тона вклады основных красок должны различаться. Если смешать их в равных долях, то отпечатанный образец будет иметь заметный красновато-коричневый оттенок, который объясняется слабостью голубого красителя. Чтобы нейтрализовать этот оттенок, обычно увеличивают процентное соотношение краски Cyan, оставляя равными вклады других цветовых координат. Серый тон плотной мелованной бумаги описывается следующими примерными формулами: 2C1M1Y, 5C3M3Y. Другие типы бумаги и небумажные носители требуют иных составов красителей для генерации серых оттенков.
В Photoshop самые светлые серые тона получаются без участия черной краски. Ее вклад растет по мере увеличения плотности тона. На рис. 5.1 в наглядном графическом виде показаны способы генерации серого, которые используются методами OCR (Gray Component Replacement – Замещение серого компонента) и UCR (Under Color Removal – Удаление нижележащего цвета).
Точное определение уровня белой точки можно получить по результатам тестового простого испытания. Средствами редактора надо создать двенадцать цветовых образцов и закрасить их серым разной плотности. Формулы заливки приведены в следующей таблице, причем плотность тона примерно равна по горизонтали и увеличивается по вертикали, значения цветовых координат перечисляются в последовательности CMYK. Цветовые образцы не должны иметь никаких рамок вокруг себя; их размеры должны быть достаточны для осмотра невооруженным глазом.
Рис. 5.1. Воспроизведение светлых оттенков серого цвета в Photoshop
На рисунке показаны графики вкладов красителей для генерации различных оттенков серого цвета. На левой схеме представлен метод GCR (Замещение серого компонента), правая схема описывает метод UCR (Удаление нижележащего цвета). В обоих случаях черная краска не участвует в создании светло-серых тонов.
Таблица. Цветовые формулы заливок тестовых образцов. Каждая цифра означает процентное содержание краски в системе CMYK.
2110 | 0001 | 3110 |
3220 | 0002 | 4220 |
4330 | 0003 | 5330 |
5440 | 0004 | 5430 |
Необходимо отпечатать созданные образцы при стандартных условиях печати и на обычной бумаге. На печатном оттиске требуется найти образец самого светлого тона, все образцы с меньшей плотностью должны выглядеть как совершенно белые. Формула такого образца и дает численное выражение уровня светлой точки в системе CMYK. В большинстве стандартных случаев это значение равно 4C2M2Y (третья колонка, второй сверху образец).
Проблемы совершенно иного свойства возникают при печати темных тонов. Максимально возможная плотность красок, наносимых на печатный лист, равна 400% (максимальный вклад всех четырех красителей). При печати с большими плотностями возникают проблемы с высыханием и смазыванием красителей; практика показывает, что предельная совокупная плотность красок не может превышать 360%. Для отдельных сортов бумаги эта планка еще ниже, например для газетной бумаги предельная плотность не может превышать 260%.
Доля черной краски в тенях зависит также и от типа изображения. Известно, что оригиналы с большим вкладом нейтральных тонов получаются на печати лучше, если увеличить вклад черного канала. Приведем ориентировочные значения уровня черной точки:
- от 80C70M70Y70K до 65C55M55Y90K – для мелованной бумаги и листовых печатных машин;
- примерно 75C65M65Y65K – для немелованной бумаги;
- около 70C60M60Y60K – для газетной бумаги.
Для цветоделения фотоизображений ранее применялось стандартное значение 80C70M70Y70K. Теперь фирма Adobe рекомендует задавать уровень черной точки равным 65C53M51Y95K.