Рекомендуемая литература. Упражнения.
В пользу такого заключения Typeцкий приводит следующие аргументы.
- Ни капелланы, ни моряки не могут рассматриваться как типичные мужчины, причем обе категории очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому сделать какое-либо заключение о свойствах корабельного капеллана очень сложно.
- Хотя нам и известно, что капелланы – трезвенники, мы ничего не знаем о том, насколько распространено употребление пива среди моряков на кораблях. Вполне возможно, что оно стало популярным и среди корабельных капелланов.
С какой из участвующих в споре сторон согласны вы? Или, возможно, у вас есть аргументы в пользу обеих точек зрения?
Упражнение 4
Просмотрите пример из врезки 6.1. Придумайте обработчик сообщения для класса square, который будет вычислять площадь объекта этого класса, например объекта square-one, а затем присваивать вычисленное значение слоту этого объекта.
Для этого вам понадобится сначала внести изменения в определение класса square.
(defclass square (is-a rectangle) (slot length-of-sides (create-accessor write)) (slot area (create-accessor write)))
Согласно этому определению, класс square имеет два слота: length-of-sides – для хранения длин сторон объекта, area – для хранения его площади. Фацет create-accessor в определении слота говорит о том, что функции доступа к слоту должны автоматически формироваться средствами языка CLIPS. Последние самостоятельно сформируют объявления функций put-length-of-sides и put-area. Эти наименования функций можно затем использовать в обработчиках сообщений.
Второй шаг – модифицировать спецификацию объекта, в которую следует включить задание длин сторон:
(definstances geometry (square-one of square (length-of-sides 10)))
Теперь остается только разработать обработчик события, который будет использовать функцию для установки нужного значения в слот area объекта square-one.
Упражнение 5
Метод, который был реализован в предыдущем упражнении, хорош для работы с квадратами, но с его помощью нельзя решить аналогичную проблему при работе с другими четырехугольниками, представленными в нашей иерархии,– прямоугольниками, параллелограммами и трапециями. Теперь, когда вы знаете, как сформировать слоты и обработчики событий, пользуясь средствами языка CLIPS, попытайтесь решить и эту проблему.
Для этого вам потребуется передавать объекту любого класса, расположенного в иерархии ниже узла четырехугольник, сообщение, в ответ на которое соответствующий обработчик должен извлечь данные из слотов, представляющих отдельные исходные параметры формы фигуры (длины сторон, высота и т.д.), и обрабатывать их по формуле, специфичной для фигур каждого вида.
Постарайтесь найти такое решение, которое позволяло "бы обрабатывать различные фигуры по возможности единообразно. Учтите, что подклассы могут наследовать и слоты, и обработчики сообщений от своих суперклассов (предшественников).