Классификация задач экспертных систем
Рис. 11.1. Иерархия родовых аналитических операции ([Clancey, 1985])
Рис. 11.2. Иерархия родовых синтетических операции ([Clancey, 1985])
На рис. 11.1 показано, как различные виды операции Интерпретация соотносятся с понятием система. Операция Идентификация позволит выяснить, с системой какого типа мы имеем дело, используя в качестве объекта анализа пары сигналов "стимул/реакция". Если обслуживаемая система является системой управления, то операция Предсказание предоставит нам информацию о том, каких выходных сигналов (проявлений поведения системы) следует ожидать для определенного класса входных сигналов.
Операция Управление, опираясь на известные характеристики системы, определяет, какие стимулы (входные сигналы) следует подать на ее вход, чтобы получить желаемую реакцию. Таким образом, три указанные разновидности операции Интерпретация перекрывают все возможные варианты неопределенности любого из членов множества {вход, выход, сиcтема} при известных двух других. Для систем, в которых существует неисправность, можно провести дальнейшую конкретизацию операции Идентификация. Операция Мониторинг определяет наличие отклонений в поведении, а операция Диагностирование выявляет причины этих отклонений.
Как показано на рис. 11.2, есть три варианта конкретизации операции Построение. Операция Спецификация задает ограничения, которым должна удовлетворять синтезируемая система. Операция Проектирование формирует структурную организацию компонентов, которая удовлетворяет заданным ограничениям, а операция Сборка реализует спроектированную систему, собирая воедино отдельные ее компоненты. Операция Проектирование, в свою очередь, разделяется на операции Конфигурирование (формирование структуры системы) и Планирование (формирование последовательности действий по созданию системы с заданной структурой).
- Теперь посмотрим, как соотносится описанная ранее классификация экспертных систем с предложенной Кленси иерархической схемой операций.
- Кленси относит интерпретацию к родовым операциям, таким образом, задача интерпретации "накрывает" любые другие задачи, в том или ином виде выполняющие описание обслуживаемой системы. В частности, выделенные в первой классификации задачи (категории экспертных систем) предсказание и управление теперь превращаются в разновидность задачи интерпретация.
- Мониторинг и диагноз становятся вариантами задачи идентификации, которая, в свою очередь, является разновидностью задачи интерпретации. Задачу наладка можно включить в задачу диагноз, хотя частично она включает и задачу модификация (чтобы привести обслуживаемую систему в режим нормальной работы).
- Проектирование остается базовой категорией, а обучение "поглощается" задачей модификация, так же, как и ремонт. Задача планирование превращается в один из вариантов задачи проектирование.
Как уже отмечалось, то внимание, которое мы уделяем вопросам классификации, объясняется не только любовью к отвлеченным теоретическим рассуждениям. В идеале мы стремимся к тому, чтобы иметь возможность отобразить множество методов решения проблем на множество задач. Тогда можно было бы сказать, какой из методов наиболее приемлем для любой заданной задачи.
Вклад Кленси в этот вопрос – выявление определенного метода решения проблем, эвристической классификации, к рассмотрению которой мы сейчас и перейдем. Мы уделяем этому методу так много внимания по той простой причине, что он достаточно понятен и может быть использован для характеристики поведения множества систем, которые мы рассматривали в предыдущих главах.