Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы

Рекомендуемая литература. Упражнения.

Помимо тех работ, ссылки на которые приведены в тексте, существует и ранняя классификация подходов к решению проблем, выполненная Чандрасекараном [Chandrasekaran, 1983].

Теоретические аспекты классификации родовых задач были увязаны с проектом MDX [Chandrasekaran, 1984], в котором исследовались методы решения проблем применительно к области диагностики легочных заболеваний.

Наиболее полное изложение подхода, предполагающего использование родовых задач, сопровождаемое комментариями и материалами дискуссии, читатель найдет в работе [Chandrasekaran, 1988].

Достаточно полное изложение результатов, полученных Кленси, можно найти в работе [Clancey, 1987, а, в].

Описание системы HERACLES, задуманной как прототип оболочки для исследования методики эвристической классификации, представлено в работе [Clancey, 1987,с].

Методика эвристической классификации была использована в системе KADS в качестве абстрактной модели экспертности [Scheiber et al, 1993]. В настоящее время существуют KADS-модели и для других родовых задач, таких как мониторинг, конфигурирование, моделирование и т.д.

Упражнения

Упражнение 1
Проанализируйте классификацию задач, решаемых экспертными системами, которую предложил Хейес-Рот.

I) Как вы считаете, существуют ли задачи, которые не представлены в этой классификации?

II) В какую категорию систем этой классификации входит, по вашему мнению, система, которая консультирует пользователей относительно их юридических прав и выдает рекомендации о действиях в ходе судебного процесса.

Упражнение 2
Проанализируйте схему задач экспертных систем, предложенную Кленси (рис. 11.1 и 11.2).

I) Где в этой схеме, по-вашему, место для компьютерной системы обработки данных?

II) Можете ли вы предложить способ расширения или уточнения такого анализа? Например, можете ли вы предложить способ дальнейшей дифференциации задачи "Управление"?

Упражнение 3
Являются ли перечисленные ниже задачи по своему характеру задачами классификации, задачами конструирования или задачами, обладающими признаками обоих этих типов?

I) Принятие решения о том, какой курс дисциплин следует прослушать в колледже.

II) Принятие решения о том, как провести отпуск.

III) Изменение ранее составленного плана проведения отпуска вследствие непредвиденных обстоятельств.

IV) Подготовка налоговой декларации.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.