Рекомендуемая литература. Упражнения.
Помимо тех работ, ссылки на которые приведены в тексте, существует и ранняя классификация подходов к решению проблем, выполненная Чандрасекараном [Chandrasekaran, 1983].
Теоретические аспекты классификации родовых задач были увязаны с проектом MDX [Chandrasekaran, 1984], в котором исследовались методы решения проблем применительно к области диагностики легочных заболеваний.
Наиболее полное изложение подхода, предполагающего использование родовых задач, сопровождаемое комментариями и материалами дискуссии, читатель найдет в работе [Chandrasekaran, 1988].
Достаточно полное изложение результатов, полученных Кленси, можно найти в работе [Clancey, 1987, а, в].
Описание системы HERACLES, задуманной как прототип оболочки для исследования методики эвристической классификации, представлено в работе [Clancey, 1987,с].
Методика эвристической классификации была использована в системе KADS в качестве абстрактной модели экспертности [Scheiber et al, 1993]. В настоящее время существуют KADS-модели и для других родовых задач, таких как мониторинг, конфигурирование, моделирование и т.д.
Упражнения
Упражнение 1
Проанализируйте классификацию задач, решаемых экспертными системами, которую предложил Хейес-Рот.
I) Как вы считаете, существуют ли задачи, которые не представлены в этой классификации?
II) В какую категорию систем этой классификации входит, по вашему мнению, система, которая консультирует пользователей относительно их юридических прав и выдает рекомендации о действиях в ходе судебного процесса.
Упражнение 2
Проанализируйте схему задач экспертных систем, предложенную Кленси (рис. 11.1 и 11.2).
I) Где в этой схеме, по-вашему, место для компьютерной системы обработки данных?
II) Можете ли вы предложить способ расширения или уточнения такого анализа? Например, можете ли вы предложить способ дальнейшей дифференциации задачи "Управление"?
Упражнение 3
Являются ли перечисленные ниже задачи по своему характеру задачами классификации, задачами конструирования или задачами, обладающими признаками обоих этих типов?
I) Принятие решения о том, какой курс дисциплин следует прослушать в колледже.
II) Принятие решения о том, как провести отпуск.
III) Изменение ранее составленного плана проведения отпуска вследствие непредвиденных обстоятельств.
IV) Подготовка налоговой декларации.