Обучение с помощью компьютера: система САТО. Предметная область программы САТО.
В главах 11 и 12 мы уже говорили о том, что при работе над экспертными системами второго поколения исследователи пришли к выводу, что представление знаний внутри экспертной системы должно со временем привести к созданию систем обучения с помощью компьютера (CAI – computer-aided instruction). Если в нашем распоряжении имеется программа, которая успешно решает определенный круг проблем, то она, вероятно, может быть использована и для того, чтобы научить студентов решать аналогичные проблемы.
Однако оказалось, что превратить экспертную систему в эффективное средство обучения далеко не так легко, как это кажется с первого взгляда. Программа должна отдавать себе отчет в том, как именно она решает проблему и почему на данном этапе процесса отдает предпочтение именно таким знаниям. Исследователи пришли к выводу, что в процессе обучения особую важность имеет набор стратегий решения проблем и что эти стратегии должны быть представлены в программе в явном виде, а не просто реализованы в программном коде.
В этом разделе мы опишем программу САТО, которая была создана для обучения студентов-юристов методике ведения судебных дел. В основу программы положена абстрактная модель процесса прения сторон. Программа является развитием системы HYPO, в которой используется описанная выше методика анализа прецедентов для юриспруденции. База прецедентов этой системы содержит множество отчетов о судебных делах; получив спецификацию нового дела, система отыскивает наиболее близкий прецедент и анализирует отличия между ним и полученными данными. Мы увидим, что методика сравнения и противопоставления (compare and contrast) является таким же мощным средством решения проблем, как и ранее рассмотренные методики предложение и применение и предположение и проверка.
Предметная область программы САТО
Ежедневно в апелляционных судах США выносится около 500 судебных решений. Каждое из них представляет собой определенный прецедент в судебной практике (подборки таких отчетов распространяются через сеть World Wide Web или на компакт-дисках). Решение, принимаемое апелляционным судом, как правило, основывается на так называемом "прецедентном праве" и включает интерпретацию соответствующих статей существующего законодательства и набор прецедентов, в которых были приняты аналогичные решения. Для юриста одним из главных компонентов знания законодательства, касающегося дел определенного вида, например о банкротстве или об ответственности за выпуск продукции, является знакомство с ранее расследованными подобными делами.
Другая часть юридического знания – умение найти в законодательстве аргументы за или против определенных обстоятельств в конкретном деле. Поскольку квалифицированный юрист должен уметь выступать в обеих ипостасях – и как защитник, и как прокурор, – такие знания должны быть обобщены. Они непременно должны включать стратегию поведения обеих сторон в судебном процессе при определенных обстоятельствах. Эти обстоятельства включают по большей части мириады фактов, сопряженных с рассматриваемым делом, т.е. кто кому что сделал или что точно сказал и в каком контексте.
Хотя кажется невероятным, что компьютер может взять на себя роль советчика в юридических делах, юристы вполне могут воспользоваться им для поиска прецедентов, имеющих отношение к тому, что их интересует в настоящее время. Поиск и интерпретация таких прецедентов представляет собой отнюдь не тривиальную задачу, которую с полным правом можно отнести к классу интеллектуальных. Однако нас сейчас интересует не столько такая экспертная система, сколько структура программы, которая могла бы обучить будущего юриста.