Цвет и форма
Компьютерные способы кодирования графики (пиксельную и векторную) также можно рассмотреть с точки зрения цвета и формы. Первое различие состоит в используемых элементах.
- Пиксельная графика оперирует только пикселами, имеющими определенное цветовое значение и однозначное расположение в сетке битовой карты.
- Векторная графика оперирует математическими объектами, которые независимы от параметров внешнего устройства (монитора, принтера).
Следующее различие касается собственно взаимосвязи цвета и формы.
- При редактировании пиксельной графики изменяется цвет определенной совокупности пикселов. Изменение цвета влечет за собой изменение формы изображаемых предметов. Цвет И форма в этом виде Графики неотделимы друг от друга, но в смысле технологии цвет первичен, а форма является производным от цвета. В чистом виде (без цвета в широком понимании) форма не существует. Процесс создания изображений пиксельной графики, если не считать компьютерной специфики, практически идентичен работе традиционного художника, который за счет расположения на плоскости мазков краски (нужный цвет в нужном месте) создает иллюзорную действительность (пространство, объем, освещение, материальность, фактурность).
- При редактировании векторной графики изменяется в первую очередь форма объекта, а цвет играет второстепенную роль. Цвет и форма в этом виде графики независимы друг от друга, и в смысле технологии форма первична, а цвет – просто заполнитель формы (что и отражает термин Fill – "заливка"). В чистом виде (без контурной формы как сосуда) цвета не существует. Процесс создания изображений векторной графики, если также не считать компьютерной специфики, напоминает работу художника-аппликатиста, который вырезает формы из белой бумаги, затем окрашивает их цветом или печатает на них клише, раскладывает полученные формы на плоскости (в том числе, перекрывая некоторые из них), тем самым создавая декоративно-условную композицию.
С учетом вышеизложенного эти принципы кодирования получают различные области применения.
- Пиксельные изображения хороши для создания фотореалистических изображений с тонкими цветовыми переходами и нюансами – это портрет, пейзаж, живописный коллаж, фотография.
- Векторные изображения используются для отображения объектов с четкими границами и ясными деталями – это шрифт, логотип, графический знак, орнамент, декоративная композиция в рекламе и полиграфической продукции.
Все сказанное можно кратко и наглядно отобразить в форме таблицы (табл. 15.1).
Таблица 15.1. Цвет и форма в пиксельной и векторной графике.
Пиксельная графика | Векторная графика | |
---|---|---|
Элементы изображения | Пикселы (pixels) | Контуры (paths) |
Цвет | Первичен | Вторичен |
Форма | Вторична | Первична |
Области применения | Живопись, фотография | Графический дизайн, шрифт |
Пользователь, занимающийся компьютерной цифровой графикой, версткой изданий, композицией, должен точно знать достоинства и недостатки двух способов представления графической информации, с выгодой использовать достоинства и по мере возможности избегать недостатков.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент происходит взаимное проникновение элементов пиксельной графики в редакторы векторной графики и, наоборот, элементов векторной графики – в редакторы пиксельной графики.
Пример
Все известные векторные программы включают фильтры для обработки пиксельных изображений и, кроме того, предлагают команды конвертирования векторных изображений в пиксельные (не в качестве экспорта, а для применения в недрах программы).
Пиксельные программы, в свою очередь, используют векторы для построения сложного контура выделенной области и для создания обтравочного контура.
С практической стороны чрезвычайно важно и то, что между этими принципами нет непроходимой пропасти, они допускают взаимные преобразования друг в друга: растеризацию и трассировку.