Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике

Предисловие

Можно и нужно научиться жить в мире не готовых смыслов, а в таком мире, где смыслы становятся по ходу дела.

Мераб Мамардашвили

Почему была написана эта книга

Более чем десятилетний опыт преподавания дисциплин, связанных с компьютерными технологиями в области графики и дизайна, сталкивал нас с самыми различными аудиториями (от коллег до тех, кто впервые слышит о цифровой графике). И естественное стремление быть понятым в любой из этих аудиторий постоянно подталкивало нас к максимальному упрощению материала, а также к поискам сравнений, метафор, аналогий. Таким образом формировался синтез элементов точных наук и элементов искусства – образные модели.

В конце концов оказалось, что все это можно объединить в некую систему метафор, пусть и не слишком строгую с точки зрения системного подхода, предъявляющего свои требования, например, к техническим системам (как, скажем, настольная издательская система, описанная в данной книге), но вместе с тем доказавшую свою жизненность в практическом преподавании.

Стимулирующим толчком к "придумыванию" метафор и образов является следующее соображение, которое нам представляется весьма достоверным.

Для людей, мало подготовленных в технических вопросах или программировании, не так-то легко представить логику работы аппаратного устройства или функций программы в форме "научной" логики (технических, физических, химико-технологических законов и процессов) без специального экскурса в вузовскую, а чаще всего в школьную программу.

Правда, как показывает опыт, и экскурс не всегда спасает, поскольку он требует дальнейшего углубления, а задачи преподавания другие, да и временные рамки не позволяют подробно связать теоретические курсы с технической или программной реализацией того или иного закона. Кроме того, различный уровень подготовки и способностей одной и той же аудитории делает экскурс не столь полезным: так, одним это скучно (и "не по делу"), а другим – сложно (и, следовательно, тоже "не по делу").

Вместе с тем, для уверенного управления столь сложным инструментом, каковым является компьютер с соответствующим программным обеспечением и периферийным оборудованием, совершенно необходимо знать, что же все-таки лежит в основе каждого процесса, какая технология скрыта за каждой кнопкой, за каждым диалоговым окном.

Для целей обучения цифровой графике и полиграфии очень важно выявить ту инвариантную информацию (а именно логику "в широком смысле"), которая не зависит от конкретной реализации аппаратного устройства или конкретной команды конкретного программного продукта. Наивные слушатели очень часто формулируют эту проблему так: "Вы скажите, что надо нажать…". Сказать применительно к какому-либо данному случаю, безусловно, можно (и часто нужно), но если быть честным в преподавании, следует предупредить, что они изучают предмет, который как раз именно в данную секунду кем-то изменяется, "улучшается", и та кнопка, которая успешно "работает" сейчас, может исчезнуть, переместиться в другой пункт меню, слиться с другим диалоговым окном, получить другое название и т. д. Обратите внимание^на формулу выдающегося философа Мераба Мамардашвили, приведенную в качестве эпиграфа.

Следовательно, для плодотворной работы с использованием компьютерных технологий настоятельно необходимо за каждым имеющимся пунктом программного продукта "видеть" процедуру, технологию, логику, т. е. за деревьями все-таки различать лес и прекрасно в нем ориентироваться, независимо от того, что ландшафт непрерывно ("на наших глазах") меняется.

В системах, построенных человеком, все основывается на логике (в том числе, и на ошибочной: от искреннего заблуждения до обыкновенного недосмотра). Во всем заложена какая-либо логика, она может быть удачной или неудачной, совпадающей с представлением некомпьютерного специалиста о графике, о дизайне, об инструментах, о реальных процессах или чаще всего не совпадающей с традиционной практикой и диктующей свои подчас удивительные условия. Однако в каждой команде, в каждом пункте меню, хотим мы этого или не хотим, заложена определенная, иногда крохотная, логика, а подчас – даже целая технология со своими особенными законами, например команда Print (Печатать).

Поэтому в процессе преподавания необходимо выделить инвариантное содержание, логику как целого, так и отдельных его составляющих. Соответствующую логику необходимо вскрыть, понять, что позволит использовать достоинства, при этом избегая недостатков, а если это полностью невозможно, то хотя бы минимизируя их.

Еще Сократ утверждал, что знания требуются для правильного поведения и обретения счастливой жизни. По крайней мере, для счастливой профессиональной жизни это справедливо.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.