Полезные статьи для "упрощенцев"
Бухучет при упрощенной системе. Расходы на услуги бухгалтера.
Как известно, для организаций, находящихся на "упрощенке", предусмотрено ведение бухгалтерского учета не в полном объеме, а лишь по объектам основных средств и нематериальных активов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ. Индивидуальным предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения ведение бухучета не требуется (п. 2 ст. 4 Закона №129-ФЗ), зато они оплачивают услуги бухгалтера, на которого одновременно возлагают и ведение налогового учета, и кадровые проблемы.
Таким образом, рассмотрим два вопроса: первый касается только организаций (нужен ли им бухучет), второй – и предпринимателей тоже (учитываются ли расходы на бухгалтерские услуги в налоговой базе).
Обязательный бухучет.
Прежде всего заметим, что на практике для многих организаций даже после перехода на УСН ведение бухгалтерского учета остается привычным делом, для внутренних целей. Это удобно даже самому бухгалтеру – ведь метод двойной записи позволяет избежать многих ошибок.
Тем не менее, существуют случаи, когда бухучет обязателен, даже несмотря на применение УСН. Мы не будем подробно останавливаться на данном вопросе. Отметим лишь несколько моментов.
Обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам, применяющим упрощенную систему, бухучет действительно необходим. Это связано с отдельными нормами федеральных законов об ООО и АО от 08.02.98 №14-ФЗ и от 26.12.95 №208-ФЗ соответственно.
Так, например, бухучет имеет непосредственное отношение к основным финансовым операциям акционерных обществ. Источником дивидендов, распределяемых между акционерами, является чистая прибыль. Какова она, выясняют по данным бухгалтерского учета (п. 2 ст. 42 Закона №208-ФЗ). Если планируется сократить уставной капитал, уменьшив номинальную стоимость акций, акционерам выплачиваются деньги или передаются эмиссионные ценные бумаги. Стоимость эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих обществу, и размер чистых активов определяются по данным, которые содержит бухучет (п. 3 ст. 29 Закона №208-ФЗ). К информации, которую акционерные общества обязаны предоставить лицам, имеющим право участвовать в общем собрании, относится годовая бухгалтерская отчетность (п. 3 ст. 52 Закона №208-ФЗ). Крупные сделки могут совершаться лишь с одобрения совета директоров или общего собрания акционеров. Будет предполагаемая сделка крупной или нет, определяют исходя из показателей последней бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 78 Закона №208-ФЗ). Список можно продолжить. Не остается сомнений, что ведение бухучета акционерными обществами – абсолютная необходимость.
Общества с ограниченной ответственностью также сталкиваются с вопросами, которые невозможно решить, если бухучет не ведется. Правда, в меньшем количестве. Приведем несколько примеров. Так, решение увеличить уставный капитал за счет общего имущества ООО может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности за предшествующий год (п. 1 ст. 18 Закона №14-ФЗ), а действительная стоимость доли участника определяется по бухгалтерским показателям за последний отчетный период (ст. 23 и 25 Закона №14-ФЗ). При подготовке общего собрания участникам следует обязательно представить годовой бухгалтерский баланс (п. 3 ст. 36 Закона №14-ФЗ). Если создан совет директоров или наблюдательный совет, в его компетенцию может входить одобрение сделок на сумму не более 2% активов общества (п. 7 ст. 45 Закона №14-ФЗ). Базовый показатель определяется на основании последней бухгалтерской отчетности. Как видим, и для ООО ведение бухучета – дело нужное.
Что же получается? Согласно Закону №129-ФЗ ведение бухучета "упрощенцами" необязательно, а согласно гражданскому законодательству необходимо. Как разрешить противоречие, которое налоговики почему-то не замечают?
Советуем, и это мы не раз говорили, вести бухучет. Хотя бы для того, чтобы не иметь лишних проблем, если обстоятельства вынудят перейти на общий режим. К тому же стоит максимально придерживаться Закона №129-ФЗ.
Соблюдать ли все нормы, предусмотренные в ПБУ? По возможности, да, но и не забывая о том, что налоговики не вправе устроить проверку (если речь идет не об основных средствах и нематериальных активах). Более того, на применяющих упрощенную систему не распространяются санкции за грубое нарушение порядка бухгалтерского учета, предусмотренные в статье 120 НК РФ, так как в полном объеме для упомянутых организаций бухучет все-таки необязателен (п. 3 ст. 4 Закона №129-ФЗ).
Тех, у кого ведение бухучета ограничилось учетом объектов ОС и НМА, наказать тоже нельзя.
Затраты на услуги по ведению бухучета.
Как известно, расходы при УСН вправе учитывать лишь налогоплательщики с объектом доходы минус расходы. Давайте посмотрим, учитываются ли в налоговой базе затраты на услуги по ведению бухучета.
С одной стороны, в большинстве ООО и АО ведение бухгалтерии подразумевает наличие штатного бухгалтера. В данном случае бухгалтерские услуги оплачиваются путем начисления обычной заработной платы. А расходы на оплату труда учитываются при УСН на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Однако небольшие компании с ограниченным числом операций, не нуждаясь в штатном бухгалтере, готовы заказывать услуги по ведению бухучета и подготовке отчетности на стороне. Более того, услуги бухгалтера, как уже отмечалось выше, нужны многим предпринимателям. В этой ситуации все также очевидно: расходы на бухгалтерские услуги уменьшают налоговую базу по налогу при УСН на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.