Обзор
Большинство хозяйственных действий, совершаемых на предприятии, с точки зрения бухгалтерского учета имеют однотипный характер, и зачастую фиксируются в учете при помощи одинакового набора бухгалтерских проводок. Например, проводка на перечисление средств с расчетного счета или о снятии наличных средств обычно сопровождается начислением комиссионных банку; получение предоплаты влечет за собой начисление НДС; отпуск малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию порождает начисление износа (50% или 100%). Таких примеров можно привести множество, и, как правило, такие операции составляют значительную часть хозяйственных операций предприятия.
Для отражения в учете таких стандартных ситуаций в "1С:Бухгалтерии" служат типовые операции. С их помощью можно автоматизировать ввод стандартных или часто повторяющихся операций. "1С: Бухгалтерия" позволяет бухгалтеру самостоятельно создавать типовые операции, тем самым настраивая систему под свои потребности.
Для ввода в "1С:Бухгалтерию" информации о совершенных хозяйственных операциях существуют 2 основных режима: ввод операции "вручную" и автоматическая генерация операций на основании вводимых пользователем документов.
При ручном вводе операции пользователь должен самостоятельно заполнить все реквизиты вводимой операции: сумму операции, содержание операции, и, если это предусмотрено в форме операции, то заполнить и дополнительные реквизиты операции. Также вручную необходимо ввести бухгалтерские проводки для отражения совершенного хозяйственного акта в бухгалтерских итогах.
Режим ручного ввода операций отличается максимальной гибкостью: можно указать любое содержание реквизитов операции и ввести любые необходимые проводки. Кроме того, он не требует предварительной настройки в Конфигураторе и прост в освоении.
Работая с бухгалтерскими документами (здесь имеются в виду "электронные" документы системы "1С:Бухгалтерия"), пользователь работает только с документом, а операция формируется автоматически. Алгоритм формировании операции описывается в Конфигураторе, а исходной информацией для заполнения реквизитов операции и проводок операции является заполненный документ.
В отличие от ручного ввода операций, такой режим формирует операцию полностью автоматически: пользователь не может редактировать содержимое реквизитов такой операции и автоматически сформированные проводки. Даже если такая возможность (редактировать операции, сформированные документами) в Конфигураторе включена, то повторное проведение документа "сотрет" все изменения, выполненные пользователем в операции, и сформирует операцию заново.
Режим автоматического ввода операций проще в использовании, чем режим ручного ввода операций: в этом режиме пользователь работает с электронными документами, которые, в большинстве своем, являются прямыми аналогами существующих "бумажных" документов. Однако, режим нуждается в предварительной настройке с использованием Конфигуратора, и требует от пользователя существенных познаний в системе "1С:Бухгалтерия" вообще, и во встроенном языке системы, в частности.
Типовые операции представляют собой своего рода компромисс между двумя этими режимами. С одной стороны, типовые операции проще в настройке и не требуют детального освоения встроенного язык системы "1С:Бухгалтерия".) В то же время, при настройке типовых операций можно описывать достаточно сложные схемы бухгалтерских проводок, которые будут автоматически вводиться при вводе типовых операций.
С другой стороны, типовые операции, фактически, являются только образцом для ввода операций и проводок операций. Содержимое реквизитов операции и состав проводок могут быть отредактированы либо при вводе операции, либо позже, в режиме редактирования операции. В этом случае, гибкость использования типовых операций сравнима со вводом операций "вручную".
Типовые операции режим, предназначенный для конечного пользователя программы. Он позволяет автоматизировать ввод рутинных, часто повторяющих хозяйственных операций, или таких, которые сопровождаются вычислениями. Использование типовых операций позволит избежать ошибок и вычислениях или в указании корреспондирующих счетов проводок.
Для применения типовой операции в системе "1С: Бухгалтерия" предварительно необходимо создать шаблон типовой операции. Шаблон представляет собой сценарий формирования проводок, предназначенный для отражения какого-либо хозяйственного действия в бухгалтерском учете. Шаблон типовой операции представляет собой список проводок, описание правил заполнения реквизитов самой операции и входящих в нее проводок. Такой шаблон создается всего один раз, и в дальнейшем используется для ввода операций.
Необходимо учитывать, что после того, как типовая операция введена в журнал операций, она становится такой же, как и операция, введенная вручную. Если такую операцию потребуется отредактировать, то редактирование реквизитов операции и проводок пользователю придется выполнить самостоятельно: правила заполнения реквизитов и формулы вычисления сумм проводок уже работать не будут операция "забыла", что она была введена в журнал как типовая операция. Разумеется существует возможность заново ввести типовую операцию и удалить введенную ранее.